Россия пошла на обострение отношений с Беларусью, не имея юридических преимуществ. Ее проигрыш может отразиться в подписании документов по Таможенному союзу в Астане на белорусских условиях.
Таким мнением с «Ежедневником» поделился независимый экономист Сергей Чалый.
Как будет развиваться газовый конфликт между Россией и Беларусью, сейчас детально прогнозировать весьма сложно. Пока Москва не придумывает ничего нового, кроме как перекрывать вентиль и требовать плату за газ. В то же время аргументы белорусской стороны в данном споре становятся все весомее и убедительнее. Прокомментировать складывающуюся ситуацию «Ежедневник» попросил Сергея Чалого:
– В чем сильные и слабые стороны России и Беларуси в данном споре?
Очевидно, что эта газовая война – пиар-ход Дмитрия Медведева. Во-первых, сумма долга, которую требует «Газпром», – 200 миллионов долларов – смешная. Во-вторых, если это проблема задолженностей между субъектами хозяйствования, то почему решения по дальнейшим действиям, по сути, коммерческой структуры принимает российский президент? В-третьих, пятидневный ультиматум, объявленный Медведевым Беларуси – это нарушение контракта, в котором прописано, что все спорные вопросы решаются в течение 45 дней.
То есть, при условии задолженности «Газпрома» за транзит газа через Беларусь (по оценке Александра Лукашенко она составляет 260 миллионов долларов. – «Ежедневник») оказывается, что у Беларуси не только аргументы в данном конфликте соразмерны, но они и бьют все российские доводы.
– А ограничение Беларусью транзита российского газа в Европу чему соразмерно?
– После того как Беларусь стала ограничивать транзит российского газа в Европу, Россия стала использовать формулировку «несанкционированный отбор газа». Но Беларусь объяснила, что это долг за транзит, и ограничила транзитные поступления пропорционально неоплаченной сумме. Здесь стоит вспомнить, что Россия сама ратовала за то, чтобы Европа заключала контракты на поставку непосредственно с «Газпромом» как с поставщиком. Таким образом, все проблемы с транзитом российского газа – это проблемы России.
– А как насчет версии, что Медведева в данном конфликте подставили? Или, во всяком случае, не предупредили о вариантах белорусских контрмер?
– Не исключено. Ведь «Газпром» курирует не Медведев, а Путин. Но скорее всего газовый конфликт – это результат раздражения Медведева по поводу непринятия российских условий по Таможенному союзу. И окончательно разрешится данный конфликт 5 июля на саммите в Астане. И с учетом белорусских аргументов в газовом споре, я думаю, Россия все же примет условия участия в Таможенном союзе, предложенные Беларусью. То есть вариант беспошлинных поставок нефти в Беларусь.
Россия пошла на обострение отношений с Беларусью, не имея юридических преимуществ. Ее проигрыш может отразиться в подписании документов по Таможенному союзу в...