Модели кризисного поведения: пассивный эгоизм. 21.by

Модели кризисного поведения: пассивный эгоизм

23.06.2010 09:45 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как известно, время кризиса – это не только период экономии средств, но и период поиска альтернативных решений, направленных на сохранение (или увеличение) благосостояния. Однако в этом смысле белорусы, к сожалению, не проявляют особой деловой инициативы. Они предпочитают скорее переждать кризис, чем активно участвовать в его ликвидации хотя бы для себя и своей семьи.

Лаборатория аксиометрических исследований «НовАК» в сотрудничестве с Белорусским институтом стратегических исследований (BISS, Литва) и исследовательским центром Института приватизации и менеджмента провели в первом квартале 2010 года исследование о том, как белорусы переживают мировой финансово-экономический кризис. Исследование было проведено в рамках проекта «Развитие общественного диалога о социально-экономических и политических альтернативах: усиление потенциала гражданского общества в Беларуси» в форме национального опроса по репрезентативной выборке в 1570 респондентов.

В ходе исследования выяснилось, что белорусы действительно кризис не переживают, а пережидают.

Практически треть населения Беларуси в той или иной мере ощутила на себе последствия мирового финансово-экономического кризиса. В полной мере (ответив, «Да, ощущаю»), его восприняли 33,8% опрошенных, а в легкой форме («Скорее ощущаю») кризис коснулся 31,3% респондентов, что в суме составляет 65,1%. Однако, несмотря на это, белорусы остаются оптимистами.

Например, только 14,7% опрошенных отметили, что их уровень жизни «значительно снизился». «Немного снизился» уровень жизни у 33,3% опрошенных. В сумме это составляет 48%. Исходя из этого, можно сказать, что почти каждый пятый - 17,1% (65,1 минус 48) ощущают текущий кризис посредством разговоров и телевизора, нежели на собственной шкуре.

Оптимизм белорусов в высшей степени показателен. Характеризуя свою жизнь за последний год, 45,5% заявили: «Все не так плохо, можно жить». А 46,5% заявили, что «стало хуже, но жить еще можно». То есть 92% опрошенных в принципе согласны с текущим положением дел.

Как выяснилось, для того, чтобы пережить кризисный 2009 год, белорусы предпочитали затягивать пояса. Подработку нашли только 10,9% опрошенных, стали работать на несколько ставок - 3,6%, открыли частный (то есть собственный) бизнес и вовсе 0,9% опрошенных. Все остальные прибегли, в большинстве своем, к пассивным методам сохранения уровня жизни. Так, например, сократили свои расходы на досуг, отдых, путешествия 28,7% респондентов. Отказались от крупных покупок, зарубежных поездок - 24,2% опрошенных, стали расходовать свои сбережения - 10,7%.

На последнюю цифру стоит обратить внимание. В то время, как 10,7% расходуют свои сбережения, 10,9% нашли подработку. Таким образом, деньги более пассивной части населения практически пропорционально перетекают в карманы более активной его части.

А сократили свои расходы на питание и вовсе 25,5% опрошенных. Экстраполируя эти данные на всю страну, можно говорить, что четверть населения Беларуси стали «меньше кушать» в прямом смысле этого слова.

В итоге: активная часть белорусского населения составляет около 15%, в то время как пассивная - практически все остальные.

При всем при этом белорусы остаются закоренелыми индивидуалистами. Только 8,5% во время кризиса обратились за помощью к друзьям и родственникам. А за помощью к государству и вовсе обратился 1%. В дальнейшем в случае возникновения проблем, обратиться за помощью к друзьям и родственникам намерены 14%, а за помощью к государству, - 3,5% опрошенных. В случае потери работы или материальных проблем, связанных с кризисом, 64,7% опрошенных рассчитывают только на себя.

С другой стороны, данные опроса подтверждают трюизм, что белорусы - терпеливый и трудолюбивый, которому по силам преодолеть любой кризис. Главное - не мешать им в этом.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как известно, время кризиса – это не только период экономии средств, но и период поиска альтернативных решений, направленных на сохранение (или увеличение)...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика