Тандем Украина-Беларусь-Турция усмирит Россию . 21.by

Тандем Украина-Беларусь-Турция усмирит Россию

08.07.2010 09:02 — Новости Экономики | Ubr.ua  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Ubr.ua

 Жесткий тон Москвы, неуступчивость Минска, непривлекательно положение Европы. Так выглядит российско-белорусский газовый конфликт в разгаре. Далее - Кремль сдерживает гонор, стороны отдают друг другу долги, "Газпром" соглашается на увеличение транзитной цены – с 1,45$ до 1,88 $ за 1000 кубометров на 100 километров. Так конфликт завершается.

 
Белоруссия победила
Белоруссия в этой газовой войне - победила, считают украинские эксперты энергетического рынка. И добавляют, чтобы подобного не случалось - Белоруссии, Украине и Турции, как транзитным странам, следует инициировать принятие многостороннего документа, который стал бы частью Европейской энергетической хартии. "В документе могли бы быть выработаны подходы по формированию справедливых цен. А также невозможность манипуляции и прекращение поставок, которые могут привести к приостановке оказания услуг транзита. Но самое главное - это могло бы усмирить, каким-то образом, и приостановить аналогичные действия России в дальнейшем" - уверен Александр Нарбут эксперт энергетического рынка. "В данном случае Лукашенко поступил достойно и отстоял национальные интересы. И адекватно отреагировал на тот вызов, который искусственно создала российская сторона, и которая в результате проиграла" - уверен Богдан Соколовский уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности (2008 – 2009 гг).
Напомним, в Минске оценивали общую задолженность "Газпрома" по транзиту в 260 миллионов долларов. В свою очередь, Россия выставляла претензии Белоруссии за поставку газа - в 190 миллионов долларов.
Чтобы погасить долг за голубое топливо президент А. Лукашенко обратился к азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву, дабы получить краткосрочный кредит. Сумма, выделенная Азербайджаном Беларуси, составила 200 миллионов долларов США и выдана была на 12 календарных дней.
Украина может рассчитывать на увеличение транзитной ставки
Если бы украинская власть поддержала Беларусь, говорят аналитики, то можно было бы ожидать увеличения транзитной ставки на газ и по территории Украины. А так Киев только ограничился слабым заявлением о необходимости вернуться к "Харьковским контрактам" и прописать в них минимальные объемы транзита, и ответственность "Газпрома" за несоблюдение условий договора. Но с российской стороны одобрения не последовало. "Нынешние руководители энергетической отрасли правильно понимают ситуацию и стараются, чтобы в контрактах были прописаны штрафные санкции со стороны России. Но, что касается, "Харьковских договоренностей", то они ничего общего с энергетикой и экономикой не имеют. Это сугубо политический договор, который был написан в Москве. И, само собой, автор никогда не напишет себе штрафных санкций. А на все заявления, НАК "Нефтегаза", касающиеся штрафных санкций - россияне сразу отреагировали - их устраивает все, что написано и ничего пересматриваться не будет" - рассказывает Богдан Соколовский уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности (2008 – 2009 гг).
С сегодняшней ценой, которую Россия платит Украине за транзит газа, аналитики не соглашаются. Валерий Боровик эксперт энергетического рынка уверен, что адекватная цена за транспортировку 1000 кубометров на 100 км должна быть – 5$. Хотя некоторые аналитики называют чуть-чуть меньшие цифры - 4 -4,5 $. По их подсчетам - при большей ставке возникают экономически привлекательными те проекты, которые строятся в обход Украине. Однако следует напомнить, что строительство Южного и Северного потоков продолжается. А посему рано или поздно диверсификация транзитных путей произойдет, поэтому хотя бы сейчас Украина должна заработать. "Сейчас можно ставить не просто 5$, а и 9 $. Но этого не сделает власть. Это из области фантастики. Хотя на такой шаг следовало пойти. И на переговорах сказать транзитная ставка – 5$. Нет, значит, до свидания! Это можно было бы сделать прошлому правительству, тогда, когда у нас были запасы нашего газа в подземных хранилищах. Я сейчас не анализирую, каким образом он был получен. Но запасов было достаточно. Мы могли сказать – нет, мы не увеличиваем закупочную цену, а если все-таки увеличим, значит, транзитная ставка – 9$. И возите свой газ самолетами!" - Валерий Боровик эксперт энергетического рынка. Что же касается сегодняшней цены, то базовая ставка транзита, установленная в соглашении между "Нефтегазом Украины" и "Газпромом" на 2009-2019 годы, составляет 1,7 доллара за прокачку 1 тысячи кубометров на 100 км. Однако, в зависимости от цен на нефть значение тарифа может быть разным. На данный момент прогноз "Газпрома" в следующем году - 2,56-2,7 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 км. Реальная величина тарифа будет определяться по мере появления фактических данных по цене мазута, газойля и природного газа в отчетный период. Кстати, в отчете НАК "Нефтегаз Украины" по международным стандартам, также было указано, что компания ожидает в 2010 году увеличения тарифа на транзит газа на 57-60%.
Европа готовится к альтернативе
Что же касается Европы, то там вновь убедились - нужна диверсификация источников газа. Поэтому сейчас будет идти ускоренная реализацию проекта "Набукко", а также воплощение в жизнь программы 20-20-20, т.е. замена 20% традиционных источников, до 2020 года, на альтернативные. А еще развивать добычу сланцевого газа.
Валерий Боровик эксперт энергетического рынка: "Российско-белорусский конфликт подтвердил еще раз для европейских потребителей, что есть нестабильность. И нестабильность в принципе не в транзитных странах ни в Белоруссии и не в Украине. Потому что постоянно проходили транзитные потоки, которые давала Россия. А нестабильность как раз в той большой стране под названием Россия."
ЕС наученный горьким опытом украинско-российского газового конфликта в случае с Белоруссией решил держать нейтралитет. Призвав страны как можно быстрее урегулировать проблему. "ЕС не намерен вмешиваться в обсуждение двусторонних газовых разногласий Белоруссии и России, которые должны быть разрешены в кратчайшие сроки. Но Еврокомиссия будет пристально отслеживать ситуацию, оставаясь в контакте со всеми сторонами",- заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-БЕЛАРУССКИХ КОНФЛИКТОВ
- В апреле 2002 года президенты России и Белоруссии подписали соглашение, по которому "Газпром" обязался поставить в республику газ по внутрироссийским тарифам - по 33,5 долл. за 1000 куб. м. Это же соглашение предусматривало создание до 1 июля 2003 года на базе "Белтрансгаза" совместно с "Газпромом" корпорации, которая должна была заменить белорусскую государственную газотранспортную компанию. К указанному сроку СП не было создано: "Газпром" оценил компанию в 600 млн. долл., Минск - в 5 млрд. долл. Из-за нарушения Минском предварительно оговоренных условий Россия отказалась от льготных поставок газа и предложила республике закупать топливо по цене 50 долл. за 1000 куб. м, но рыночная стоимость не устроила белорусское правительство. В результате "Газпром" в начале 2004 года неоднократно приостанавливал поставки газа. В июне был подписан контракт с представителями "Газпрома" и "Белтрансгаза" о поставках в Белоруссию во втором полугодии 10,2 млрд. куб. м российского газа по цене 46,68 долл. В контрактах на 2005 и 2006 годы цена на российский газ оставалась неизменной, его объемы составляли соответственно 19,1 млрд. куб. м и 21 млрд. куб. м газа.
- 30 марта 2006 года глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что цены на газ для Белоруссии с 2007 года будут повышены до европейского уровня - 200 долл. за 1000 куб. м. В качестве компенсации Белоруссии было предложено продать "Газпрому" 50% акций "Белтрансгаза". Россия оценила компанию в 1,5-2 млрд. долл., а Белоруссия - 17 млрд. долл. После длительных переговоров 31 декабря 2006 года был подписан контракт на поставку и транзит газа в 2007 - 2011 годах. Согласно документу, цена российского газа в 2007 году составляет 100 долларов за 1 тыс. кубометров. Контракт предусматривает постепенный переход от льготной цены за газ к уровню мировых цен к 2011 году. При этом белорусская сторона в первом полугодии оплачивает 55% поставок газа с условием погашения остальной суммы до 23 июля и перехода на 100-процентную оплату поставок с 1 июля. Однако Белоруссия к указанному сроку не выполнила условия контракта и не гарантировала оплаты: "Белтрансгаз" задолжал 450 млн. долл. В то же время "Газпром" перечислил 625 млн. долл. за приобретенные им 12,5 проц. акций "Белтрансгаза". Контрактом были предусмотрены условия оплаты российским концерном 50% акций "Белтрансгаза": 2,5 млрд. долл. равными платежами в течение четырех лет.
- "Газпром" 1 августа 2007 года официально объявил о том, что с 3 августа сокращает на 45% поставки газа в Белоруссию из-за задолженности "Белтрансгаза" за ранее поставленный газ. Белоруссия должна была перечислить "Газпрому" 450 млн. долларов долга до 23 июля, но не выполнила условий контракта.
- В ходе состоявшихся переговоров "Газпром" согласился не вводить ограничения, если белорусская сторона до 10 августа 2007 года внесет всю сумму и будет регулярно осуществлять текущие платежи. 8 августа белорусская сторона полностью рассчиталась по задолженности за поставленный "Газпромом" газ.
- В 1-м квартале 2010 года цена за газ составляла по контракту /2007-2011 гг./ 169 долларов за тысячу кубометров, во втором - 184,8 долларов. Однако Белоруссия продолжала платить примерно 150 долларов за тысячу кубометров с коэффициентом 0,7. Таким образом, по данным "Газпрома", задолженность Белоруссии за поставленный газ на 1 мая 2010 года составила 192 млн. долларов.
Чтобы сохранить независимость страны нужно искать новые пути сотрудничества
Эксперты также не исключают и новые перспективы для отечественной ГТС. По словам Богдана Соколовского, украинская сторона могла бы покупать голубое топливо, и не только российское, закачивать в свои хранилища, а потом его перепродавать. В таком случае и газотранспортная система будет задействована, и интересы государства учтены. А самое главное – Украина сохранит свою независимость. "Это было бы оправдано, по крайней мере, по-честному. И тогда наши условия действительно учитывались бы. Да и сегодня мы сохраняем газ в хранилищах, ну извините, очень дешево. А наши хранилища всегда будут востребованы и интересны", - Богдан Соколовский уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности (2008 – 2009 гг.). Однако ожидать внедрения такой схемы ближайшее время не следует. Во-первых, сегодняшняя власть не пойдет на такой шаг, и в Кремле на это не согласятся, то есть на потерю контроля над государством, которое является наибольшим потребителем российского ресурса. Во-вторых, сейчас Украина не имеет достаточно средств, чтобы рассчитаться за большое количество голубого топлива, чтобы сохранять его, а потом продать.
Но у действующего правительства на этот счет свои планы. По словам премьер-министра Украины Н. Азарова дальнейшая схема сотрудничества Украины, России и ЕС должна быть следующей: "ЕС дает гарантии России на долгие годы, например, лет на 10 - закупок российского газа. Российская сторона дает гарантии Украине, что эти объемы газа, закупаемые ЕС, она будет прокачивать через нашу ГТС. Тогда у нас, ЕС и России появляется стимул для капиталовложений в модернизацию нашей ГТС, то есть реальная основа для создания предприятия, в которое равными долями будет входить ЕС, Россия, и за "Нефтегазом" - то есть за Украиной - останется решающий пакет управления ГТС".
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Жесткий тон Москвы, неуступчивость Минска, непривлекательно положение Европы. Так выглядит российско-белорусский газовый конфликт в разгаре
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика