Денег - как грязи. 21.by

Денег - как грязи

16.09.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



В последних выступлениях президента во время рабочих поездок в Гомельскую и Брестскую области совершенно отчетливо выделялись три темы: предвыборная агитация, полемика с Россией и, что несколько неожиданно, приватизация. И если в предвыборной агитации упор сделан на демонстрацию успехов в социальной политике и агрокомплекса, в полемике с Россией - на отражение агрессивного нажима российского крупного капитала, то непривычно частое упоминание приватизации звучит откровенным диссонансом.

Конечно, Беларуси есть чем гордиться и в социальной политике, и в работе агропромышленного комплекса. Ясно, что успехи достигнуты за счет выкачивания ресурсов из промышленности. Если госфинансирование социальной сферы и села было заметно, то подавляющее число промпредприятий хирели на глазах. Даже в «тучные» 1998-2008гг. страна жила, потребляя значительно больше, чем зарабатывала. Что уж говорить о дне сегодняшнем, когда кризис и давление России значительно ухудшили условия хозяйствования.

Поэтому громогласные заверения президента - в бюджете денег хватит - ни в чем не убеждают. Пока неизбежен рост долгов: расходы по социальной сфере и по госпрограммам быстро снизить невозможно, а выпадение доходов от спекуляций российской нефтью заместить пока нечем. Сегодня промышленность сама остро нуждается в инвестициях и достаточных ресурсов для поддержания социалки и агропрома выделить уже не может.

Других источников нет. Потому и возник в речах президента лейтмотив: дополнительных денег на агропром не будет, необходимо обеспечивать рентабельность производства. Только вот практика показала: чтобы выйти на рентабельность, любому хозсубъекту нужны инвестиции. В оборудование, технологии, оборотные средства. И в социальную инфраструктуру. Резервы мобилизации потенциала, оставшегося с советских времен, уже исчерпаны.

Эмоциональная полемика с Россией, с моей точки зрения, не более чем предвыборное шоу, демонстрация. Объективно интересы индустриально-аграрной Беларуси и торгово-финансового капитала России расходились, расходятся и будут расходиться всегда. Просто сейчас в России провалены абсолютно все пункты ее национальной повестки дня - борьба с коррупцией, террором на Кавказе, реиндустриализация с модернизацией, сокращение оттока капитала, увеличение притока прямых инвестиций и технологий, загнивание ЖКХ, образования и здравоохранения, демографическая политика. А деньги есть, и деньги большие. Но в рамках существующей там системы, включая систему управления страной, наличие денег не идет впрок стране. И руководство России крайне озабочено своим имиджем, а российский капитал, в условиях его перенакопления, - поисками сфер приложения.

Отсюда - внезапная активизация политики России в СНГ, давление на все постсоветские правительства, обидчивость ее руководителей. В этих условиях полемика может идти разве что на уровне «дурак - сам дурак» и смысла никакого не имеет. Прекращение нефтяных дотаций Россией все равно было неизбежно - пользы от них в Кремле уже не видят. Колебания мировых цен на энергоносители никогда всерьез не сказывались на экономическом положении даже среднеразвитых государств. И нам пора избавиться от позорной зависимости от условий контракта с «Газпромом».

Раздражают только слишком частые заявления, что «деньги в бюджете есть». Что значит «есть»? Что, прекращение нефтяных дотаций не сказалось на бюджете? Или мы успели так резко сократить расходы бюджета? Да, «дыра» в бюджете закрыта кредитами. Но их еще надо вернуть. А насущная необходимость роста объемов производства при стагнации в госсекторе промышленности, и необходимость модернизации предприятий госсектора с неизбежными сокращениями, и планируемое повышение зарплат требуют ресурсов. При сокращении инвестиций из бюджета в основной капитал госпредприятий модернизация экономики страны невозможна. Без модернизации предприятий с рынков нас вытеснят очень скоро. Внутри страны источников для инвестиций таких масштабов нет и быть не может. И по частоте употребления президентом слова «приватизация», и глядя на пропагандистские фанфары по поводу ожидаемого попадания Беларуси в Top-30 государств, наиболее благоприятных для бизнеса, возникает ощущение, что наше правительство отчаялось решать проблему модернизации и создания рабочих мест через соответствующие поручения госпредприятиям. Опять все надежды наших руководителей повернулись в сторону мифических внешних «инвесторов», которых и в природе не существует. Во всяком случае, с такими суммами, которые могли быть существенны для белорусской экономики.

На одном из совещаний наш премьер потребовал от чиновников идти к бизнесу, узнавать его потребности, помогать ему создавать рабочие места. Особенно - в малых городах. Но есть вопросы.

Во-первых, наши бизнесмены - бывшие советские люди. И хорошо помнят тезис Мао: «Пусть расцветают сто цветов. Лишние мы потом прополем». Нет у них уверенности, что политика государства по отношению к бизнесу не развернется хотя бы в течение нескольких ближайших лет. А инвестиции делаются не на один день.

Во-вторых, наши бизнесмены довольно маломощны. Для торговца $1 млн. - капитал. Для промпредприятия - копейки, на которые ничего толком не сделаешь. Западный мелкий промышленник живет на кредиты и в лизинг. Наши банки не имеют ни опыта, ни ресурсов, чтобы всерьез кредитовать мелкий промышленный бизнес.

В-третьих, основное условие развития малого промышленного бизнеса - ликвидность создаваемых малых предприятий. Это своего рода страховка и основа для кредитования предприятия банками. На нашем рынке серьезного спроса на оборудование нет. Соответственно, низка ликвидность и неприемлемо высоки риски для инвестиций.

И главное - спрос. На Западе малые предприятия работают на территории. Либо в кооперации друг с другом, либо - обслуживая крупные фирмы. Там сформирован спрос, и мелкие фирмы конкурируют за заказы. С уверенностью, что заказы есть и будут. У нас госпредприятия пытаются любое производство организовать по полному циклу. Невзирая на экономику. Но сегодня заказы есть, а завтра их может и не быть. Я уж не говорю про внеэкономические методы конкуренции со стороны госпредприятий.

Наши бизнесмены готовы работать. И рисковать. И привлекать партнеров из-за рубежа. И мобилизовать ресурсы здесь. Но они должны понимать, что будет делать государство. Как будет развиваться экономическая ситуация в применении к их бизнесу.

Нам сегодня нужны не только указы-постановления-законы. Нужно создавать новую индустриальную среду. Сама по себе она не родится. Нужна программа действий, в которой бы не только предусматривались меры по модернизации госпредприятий, но и выделялись бы ниши для заполнения частным бизнесом. Своим и зарубежным. Это, кстати, позволит сэкономить ресурсы. Которых так недостаточно.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последних выступлениях президента во время рабочих поездок в Гомельскую и Брестскую области совершенно отчетливо выделялись три темы: предвыборная агитация,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика