Кризис 2008-го привел к тому, что Беларусь объявила курс на либерализацию экономики. В декабре этого года было обещано, что до конца 2010-го будет подписана директива о либерализации. Этот документ пока не принят, зато подписано решение о назначении нового правительства, главой которого стал Михаил Мясникович. Получит ли продолжение при Мясниковиче курс на либерализацию экономики?
Михаил Мясникович — один из самых видных белорусских чиновников. Работать в структурах власти он начал еще в 70-е годы прошлого века и уже в середине 80-х занимал высокие должности в госаппарате.
В 1985-1986 гг. был секретарем Минского горкома КПБ, во второй половине 1980-х — министром жилищно-коммунального хозяйства БССР. А уже в начале 90-х — заместителем председателем Совета министров БССР. На должности вице-премьера правительства Михаил Мясникович работал пять лет.
В те годы, когда Михаил Мясникович был замом премьер-министра, Станислав Богданкевич возглавлял Национальный банк. По мнению Богданкевича, Михаил Мясникович — «идеальный администратор».
«Когда Мясникович работал в правительстве Кебича, его всегда выделяла административная «жилка», — вспоминает Богданкевич. — Он очень строг, точен, всегда контролирует принятые решения и их выполнение. Мясникович — идеальный администратор. Я всегда им в этой части восхищался».
При этом Станислав Богданкевич сомневается в том, что Мясниковича можно назвать человеком, который убежден в необходимости рыночных реформ.
«Думаю, что он понимает необходимость некоторых рыночных реформ, но глубинных убеждений в этом у Мясниковича не видно», — говорит Станислав Богданкевич.
Нацбанк Богданкевич по указу президента освободил в сентябре 1995-го, а в октябре того же года Александр Лукашенко назначил Мясниковича главой Администрации президента.
Президентскую администрацию Михаил Мясникович возглавлял почти шесть лет, но назвать это время либерализацией экономики язык не поворачивается.
Бизнесмен Петр Марцев полагает, что отсутствие либеральных решений во второй половине 1990-х было вызвано политическими причинами.
«Во второй половине 1990-х сложилась противоречивая ситуация, — вспоминает Петр Марцев. — С одной стороны, в стране была подготовлена первая государственная программа, которая предполагала и акционирование, и приватизацию, и фондовый рынок. Но эта программа вошла в противоречие с политическими взглядами президента, который интуитивно чувствовал, что реализация программы приведет к переделу власти в стране».
Во второй половине 1990-х процессы приватизации в Беларуси были приостановлены, создание фондового рынка заморожено. В стране появился институт «золотой акции», позволявший государству вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования. Плюс к этому в Беларуси стали утверждаться «прогнозные» показатели развития, возвращая экономику в советское время.
Страна двигалась в обратную сторону от рыночной экономики, и Администрация президента, которую возглавлял во второй половине 1990-х Михаил Мясникович, этот путь развития поощряла.
После президентских выборов в 2001 году Мясниковича освободили от должности главы Администрации президента и перевели руководить Академией наук.
Главную научную организацию Беларуси Михаил Мясникович возглавлял более девяти лет — вплоть до этой недели.
Александр Войтович, руководивший Академией наук в 1997-2000 гг., невысоко оценивает результаты деятельности Мясниковича на посту председателя президиума НАН. «Минусов в его деятельности оказалось гораздо больше, чем плюсов», — говорит Войтович.
По словам Александра Войтовича, институты Академии наук после прихода Мясниковича стали заниматься производственной деятельностью, «чего нет ни в одной стране». «Институты не являются субъектами хозяйствования. Как можно рассчитать экономику, прибыльность производства продукции в рамках институтов?» — недоумевает Войтович.
Неприемлемой академик считает и ту форму финансирования научных проектов, которая сложилась при Мясниковиче.
«На проекты стали выделять по 30-40 млн. рублей в год — сумма, которая необходима для оплаты труда одного научного сотрудника. Соответственно, количество проектов должно быть не меньшим, чем количество сотрудников. Отчеты Академии наук свидетельствуют, что количество научных проектов в последние годы стало превышать количество научных сотрудников. Такое мелкотемье никуда не годится», — убежден Войтович.
Он также не разделяет кадровую политику, которая проводилась в последние годы руководством Академии наук. «Мясникович ставил директорами институтов людей, которые даже не имели степени кандидата наук», — вспоминает бывший президент НАН.
По мнению Войтовича, в правительстве Мясникович станет реализовывать решения, которые будут соответствовать сложившейся в стране политической системе.
«Он будет проводить ту линию, которая будет соответствовать сложившейся в стране политической системе, за создание которой, кстати, Мясникович активно выступал», — убежден Александр Войтович.
Станислав Богданкевич полагает, что некоторые рыночные преобразования в стране при Мясниковиче возможны.
«Я думаю, что какие-то движения к рынку будут, но они будут слишком медленными. Основной курс, который существует в стране, сохранится. Во главу угла будут ставиться валовые показатели, их выполнение. Показатели «рентабельность», «прибыль», которые так важны в рамках рыночной экономики, будут оставаться на втором плане», — считает Станислав Богданкевич.
В свою очередь, Петр Марцев предполагает, что курс на либерализацию при Мясниковиче продолжится.
«У руководства страны нет другого выхода, кроме как открывать экономику, освобождать ее от административного ига. Я думаю, что определенные шаги в этом направлении при Мясниковиче наверняка будут делаться», — прогнозирует Петр Марцев.
При этом он полагает, что политическую жизнь либерализация не затронет. «Положительные изменения при новом правительстве в экономике будут. Политическая же система останется неизмененной, а может и ужесточиться», — резюмировал эксперт.