Реальный сектор. Забыть про свой путь и пойти цивилизованным. Часть 2
04.01.2011 11:35
—
Новости Экономики
|
Реальный сектор. Забыть про свой путь и пойти цивилизованным. Часть 2 Прежде всего, нужно отметить, что субъектом хозяйствования в рыночной экономике является не предприятие, а собственник. Предприятие не может иметь интересов, интерес имеют собственник и люди, которые работают на предприятии. И государство, как собственник госпредприятий, имеет право его реформировать, реорганизовать, изъять часть капитала, продиктовать цены и поставщиков, просто закрыть. Кто соблюдет госинтересы? Но государство, в отличие от собственника-частника, кроме получения прибыли, имеет и множество других задач. Не говоря уже о социальной проблематике, даже экономический эффект от тех или иных решений для предприятия и государства могут отличаться разительно. Возьмем условный пример. Пусть некое предприятие выпускает продукцию стоимостью 100 000 руб.. По комплектующему к изделию имеется два ценовых предложения: по импорту – 20 000 руб., и от белорусского – за 22 000 руб. Для частника решение в пользу импорта однозначно, для госпредприятия – вовсе нет. Поскольку потеря 2 000 рублей в прибыли предприятия-покупателя для государства с лихвой перекрывается перечислениями в бюджет от предприятия-поставщика комплектации в пределах 3 000 – 4 500 рублей (включая зарплатные налоги) на изделие. Не говоря уже о том, что в республике дополнительно останется 5 000 рублей зарплаты и на 10 000 рублей снизится потребность в валюте для импорта. Поэтому увлечение наших госпредприятий импортом китайской и российской комплектации, даже если это дает эффект на предприятии, далеко не всегда приносит пользу государству. Тут каждый раз считать надо. Беда только в том, что считать некому. Другой пример, уже реальный. В середине 90-х "Белвар" закупил в кредит установку для монтажа печатных плат. 1,5 млн долларов. Почти 80% реальной загрузки составлял заказ "Горизонта" на селектора каналов. Пару лет работа спорилась. Потом "Горизонт" под явно надуманными предлогами от заказа отказался. Вскоре ситуация разъяснилась: за счет государственных инвестиций "Горизонт" закупил… аналогичную установку. А "Белвар", лишившись заказа, вынужден был закрывать кредит продажей корпусов. И белваровская установка, толком не поработав, сегодня превратилась в металлолом: техника и технологии ушли далеко вперед, и она морально и физически устарела. Где в этой истории соблюдение интересов государства? Таких примеров, когда госпредприятия, реализуя свои интересы, наносят прямой ущерб государству – множество. Ну не может сегодня, в условиях Беларуси, предприятие выступать субъектом хозяйствования. Сначала нужно хоть минимально разгрести завалы, выстроить каркас рынка, определиться с потребностями. И только потом устанавливать для предприятий и их директоров те "коридоры свободы", в рамках которых они могут проявлять инициативу и искать возможности подзаработать. Нашу задачу существенно упрощает, что мы находимся в состоянии "догоняющего развития". И, следовательно, те организационно-технические решения, к которым другие шли методом проб и ошибок, мы можем подсмотреть и их адаптировать к нашим условиям. Но массовая приватизация, к которой нас призывает Запад и наши либералы, решение наших проблем не упростит, а существенно усложнит: все же проще выстраивать каркас директивно, чем пытаться согласовать интересы многих мелких собственников. Конкуренции нам более чем хватит на внешних рынках, работу по подготовке к выходу на мировые рынки придется проводить планомерно. Инвестор или ангел Исходя из опыта стран Запада, нам придется одновременно менять структуру промышленности и проводить техперевооружение производств. Относительно технически несложной представляется задача модернизации крупных и средних предприятий. Все они обладают значительной серийностью продукции, которая позволяет либо планировать техперевооружение современным оборудованием, либо формировать для аутсорсинга серьезные по объему заказы. Размещение таких заказов в Чехии или Германии проблем не вызывает и способно сразу принести очень значительный экономический эффект. Так, в 2002 г для ОАО "Мотовело" расчеты показывали, что только внедрение токарной обработки на станках типа MAZAK QT6 позволяло снизить себестоимость основной продукции на 10-12% со сроками окупаемости инвестиций в пределах 7-8 месяцев. Но такой подход приведет к безвозвратной потере республикой массы рабочих мест. Поэтому первичной выглядит задача создания в стране индустриальной среды, той массы малых предприятий, которые способны подхватить заказы по аутсорсингу от крупных и средних предприятий. Анализ деятельности в республике небольших частных предприятий в области металлообработки и приборостроения дает крайне противоречивую картину. С одной стороны, таких фирм довольно много. Но среди них много фирм с низким техническим уровнем, слабым инженерным обеспечением. Как правило, такие фирмы перебиваются случайными заказами ЖКХ и сельхозпроизводителей. Хотя уже и выделились несколько фирм покрупнее, имеющие вполне современные инженерные службы, которые даже сформировали под себя определенные контролируемые сегменты рынка. Но даже лучшие из них росли крайне медленно, период их становления выходил за пределы 10 лет. Практически единственным источником финансирования развития для них являлись внутренние накопления. Кредит для небольших фирм недоступен как вследствие высоких процентных ставок, так и из-за трудностей формирования достаточного ликвидного залога. Стартовый капитал формируется случайно. Многие фирмы жалуются на дефицит квалифицированной рабочей силы. Немногочисленные фирмы с иностранным капиталом, технически хорошо оснащенные, в основном работают на западные рынки. Да и те наши, которым удалось завезти 2-3 приличных станка, почти сразу уходят на зарубежные рынки. Беседы с немецкими бизнесменами, размещающими заказы в Беларуси, показывают, что они готовы и поставить своим белорусским контрагентам станки, и даже инвестировать в совместные производства. Но – под белорусский рынок. Выращивать себе конкурентов на немецком рынке не собираются. И узость белорусского рынка все они называют главным препятствием для развития их бизнеса. В этом плане перспективным выглядит опыт группы французских инженеров, поработавших в Беларуси. Они создали во Франции конструкторское бюро, которое собирало и формировало там заказы для группы белорусских небольших предприятий. Которые они знали и которым они доверяли.
В целом, белорусские частные предприятия в области металлообработки и приборостроения за последние годы добились больших успехов. Так, белорусские фирмы выиграли тендеры и осуществляли разработку и поставку спецтехнологического оборудования для таких гигантов, как Intel и Samsung. Ряд белорусских фирм стали весьма заметными игроками в своих сегментах российского рынка. Средний уровень частных приборостроительных фирм на голову превосходит уровень большинства наших государственных предприятий соответствующего профиля. Но их совокупных мощностей и общего технического уровня пока совершенно недостаточно для того, чтобы принять серьезные объемы аутсорсинга от наших крупных и средних предприятий. Что можно и нужно сделать, чтобы обеспечить быстрое развитие этого сегмента нашей экономики? Немного: помочь с формированием стартового капитала, организовать возможность текущего финансирования, предоставить доступ к рынкам сбыта. Я считаю необходимым помочь с формированием стартового капитала поскольку абсолютно не верю в успех инвестиций, сделанных "денежными мешками". Полностью согласен с Г.Фордом, который писал: "Деньги еще не есть дело. Даже и большие деньги не могут создать большие предприятия. Денежные маклеры редко бывают деловыми людьми. Спекулянты не могут создавать ценности". Все свободные капиталы, пригодные к инвестированию, и у нас, и в других странах СНГ, имеют своим происхождением торговлю. Не сумели эти капиталы ничего толком создать в странах СНГ – не сумеют и у нас. Зато у нас есть другой капитал, который остро необходимо задействовать: квалифицированные кадры инженеров и рабочих, масса незадействованного оборудования. Только в Минске не используется не менее тысячи единиц металлообрабатывающего оборудования. Их необходимо изъять и распределить в длинный, на 8-10 лет, лизинг. На фирмы, располагающие кадрами. Лучше – через администрации районов, с направлением лизинговых платежей в районные бюджеты. Это создаст необходимые стимулы для администраций и возможности для людей: имеешь квалификацию – бери площади в аренду, станки в лизинг и доказывай свою состоятельность. На новые, более современные станки – зарабатывай. Основной формой финансирования малых предприятий (особенно тех, кто задействован в аутсорсинге крупных и средних) должны стать "бизнес-ангелы". Специализированные фирмы, которые входят в капитал под обязательство других партнеров выкупить их пай за фиксированную сумму через 4-5 лет. Это считается более надежной формой финансирования, чем длинные кредиты, поскольку формально весь период "бизнес-ангел" является совладельцем и может контролировать ситуацию. Структура для рывка Что касается рынков сбыта. Для современных станков и программное обеспечение, и набор инструментов (для каждого изделия – свои!) достаточно дороги. Рентабельное производство на них начинается с серийности заказа на уровне 5000 штук. Поэтому низкосерийные заказы даже для Германии выполняются, в том числе, и в Беларуси. Это – кроме внутреннего рынка. А здесь давно пора принять, что отказ предприятия принять услуги по изготовлению комплектации по более дешевой цене есть уголовное преступление, поскольку, даже если нет личной заинтересованности, наносит прямой ущерб собственнику. И аргументы типа "защиты интересов коллектива" здесь проходить не должны. Применение таких мер давления расширит внутренний рынок для мелких фирм очень значительно. На данном этапе развития мировых технологий хотелось бы в итоге получить у нас следующую структуру обрабатывающей промышленности: - в крупных городах
- в небольших городах
- в малых поселках
Это – стратегическая цель. Идти к ней будет трудно. Идти придется не один год. "По дороге" тактических маневров может быть сколько угодно. Но при всех маневрах цель нужно иметь в виду. О механизме и организационно-финансовом обеспечении движения к этой цели – в следующей статье.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В первой части этой статьи мы начали обсуждать оптимальную структуру и методы управления белорусской промышленностью. Ключевым моментом в предлагаемой программе...
|
|