Эстония-Беларусь: политика помешает успешному бизнесу. 21.by

Эстония-Беларусь: политика помешает успешному бизнесу

15.03.2011 13:40 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эстонии трудно поддерживать экономические санкции против недемократичной Беларуси, так как оттуда поступает значительная часть продаваемого в Эстонии топлива, а также хорошие по соотношению цена/качество трактора, грузовики и автобусы. 
Министр иностранных дел Урмас Паэт то и дело выстреливает пресс-релизами, требуя демократии в государствах за семью морями, на Ближнем Востоке и в Африке, а также поддерживая санкции Европейского союза против безумных диктаторов. Но всего лишь в 200 километрах от границ Эстонии находится Беларусь, по отношению к которой Паэт проявляется осторожность. Из-за экономических санкций серьезно пострадали бы тогда скупщики топлива Эстонии и потребители дешевого алкоголя, пишут "Eesti Ekspress"

Один из топливных предпринимателей Эстонии говорит, что эстонцы все же наивны: разъезжают по Европе, заправляются в Германии на заправках Shell и нахваливают, какой же это хороший товар по сравнению с эстонскими помоями. Но не знают, что и в Германию, и в Эстонию поступает одно и то же летнее дизельное топливо, произведенное в Беларуси на заводах Новополоцка и Мозыря. Белорусское дизельное топливо (только летнее, зимнее не отвечает нормам ЕС) продают почти все заправочные сети и его доля на рынке Эстонии оценивается в 15-20%. 

Вывоз топлива из Беларуси строго регламентирован и до того, как попасть в Эстонию, товар проходит ряд промежуточных звеньев. Поставки нестабильны, так как Беларусь зависит от российской нефти, русским же не нравится, что Беларусь снабжает Европу. 

Среди крупнейших импортеров можно найти целый ряд известных оптовых продавцов топлива, в том числе Saurix Petroleum Алексея Чулеца, фирмы Letofin, Tartu Terminaal, Viljandi Naftabaas, Reval-Oil и другие. 

По данным налогово-таможенного департамента крупнейшим импортером Беларуси является пярнуская фирма United Bunkering & Trading. Ее руководитель Марек Саар говорит, что белорусские заводы для топливного рынка Эстонии словно запасной выход. Если в Скандинавии и Литве возникают заминки, мы можем закупить топливо в Беларуси. Санкции Европейского союза сделают эту заднюю дверь поуже, что напрямую скажется на ценах на АЗС в Эстонии. 

В 2010 году в торговой статистике на белорусском направлении на высокое место поднялась фирма предпринимателя Олега Осиновского, который взял в лизинг на Украине через Беларусь 750 железнодорожных вагонов. Но это была одноразовая сделка и более крупного бизнеса Осиновский с Беларусью не ведет. 

В транзитном бизнесе в прошлом году открылась небольшая возможность и для Таллинского порта, когда через него в Беларусь было отправлено содержимое двух танкеров венесуэльской нефти – всего около 860 000 тонн. Этой, относительно небольшой сделкой, порт заработал немногим более миллиона евро и руководитель порта Айн Кальюранд говорит, что объемы венесуэльского транзита прогнозировать очень трудно. (см. БДГ от 12 августа).

Эстонские IT фирмы Helmes и Santa Monica Networks заказали в Беларуси подрядные работы. Это же планирует сделать и Playtech, чтобы не платить космические зарплаты привыкшим к очень хорошей жизни эстонским IT-специалистам. Но президент Союза инфотехнологий и телекоммуникаций Таави Котка говорит, что это направление все же маргинально, так как развитие одних и тех же услуг в разных государствах может быть проблематичным. 

Однако традиционно успехом в Эстонии пользуются белорусские машины, например, знакомые еще с советских времен тракторы. Представитель Минского тракторного завода Türi Bel-Est продавал в Эстонии в среднем около ста тракторов в год, в последнее время из-за кризиса немногим меньше. По удобству тракторы уступают John Deer или New Holland, но зато цена и обслуживание значительно выгоднее, даже почти вполовину. Что важно, качество тракторов значительно улучшилось и сломило мнение колхозных времен, что это быстро ломающаяся техника. 

Член правления Türi Bel-Esti Индре Руси рассказывает, что доля белорусских тракторов на рынке Эстонии могла бы достигать 10-20%, их закупают владельцы средних и малых хуторов и лесничих хозяйств. 

«Любые санкции нанесут нашему бизнесу ущерб. Одни ругают Беларусь, мы же делаем с ней business as usual», - говорит Руси.

В январе основательно обновился автобусный парк городских линий Тарту. В городе появились 23 новеньких автобусов МАЗ: 13 побольше и 10 поменьше. По словам члена правления MAZ Eesti Хейкки Тялли, МАЗ – качественный автобус и по сравнению с конкурентами на 15-20% дешевле. 

Недавно дорожный департамент объявил конкурс на государственную поставку ста автобусов для уездных линий. Деньги на это будет получены за счет продажи Испании квот на вредные выбросы. Тялли разочарован, что белорусские автобусы как товар, не производимый в ЕС или странах-партнерах ЕС, оттирают силовыми методами. Хотя они годятся, например, для езды в Германии. 

«Минский автозавод сделал все, чтобы выйти на рынок Европы. Автобусы отвечают всем нормам Европейского союза, стандартам и черт знает чему еще. Но мы не можем участвовать в закупках, потому что так говорит государство – полная чушь!», -рассказывает Тялли.  
О неплохом качестве белорусской техники свидетельствует и недавнее решение Eesti Energia использовать в карьерах самосвалы БелАЗ, а не их именитых конкурентов Terex, Komatsu или Caterpillar. В нарвском карьере, начиная с 2009 года, испытывали различные самосвалы и в конце 2010 года пришли к выводу, что БелАЗы – самые эффективные. При этом в пользу БелАЗов были хорошее соотношение цены и качества, а также меньший расход топлива, покрышки изнашивались медленнее, в наличии были ремонтная база и опыт. 

Поразительным фактором в эстонско-белорусском бизнесе является нарвское предприятие Skivers Hides. Фирма, принадлежащая Шамилю Валитову и Сергею Беркову, покупает в Беларуси и других близлежащих государствах засоленные сырые шкуры и экспортирует изготовленные из них полуфабрикаты в 39 стран, в том числе в Южную Корею, Китай, Индию, Пакистан, Сингапур и другие. В Нарве шкуры очищают и дубят. В таком материале нуждаются обувная, мебельная, автомобильная и другие отрасли промышленности. 

«Проблем много, как всегда в бизнесе, как на макро, так и на микро-уровнях, - жалуется Шамиль Валитов. - Начиная с того, что крестьяне небрежно засаливают шкуры и кончая изменениями курса доллара». 

В Беларуси присутствуют и бизнес-интересы команды Кайдо Йыэлехта. Согласно данным бизнес-регистра, они контролируют в Беларуси современные лесопилки «Витебская лесопилка», которые производят пиломатериалы и продают их в Эстонию и другие государства. 

Представители «Витебской лесопилки» рассказывают курьезные истории из ведения бизнеса в Беларуси: «Мы можем закупать бревна только через государственную биржу по установленным ценам. И из Беларуси выводить в Эстонию тоже нельзя без вмешательства государственной биржи. Целью материнской фирмы является зарабатывание денег, но в Беларуси нас обвиняют в том, что мы хотим деньги вывезти из государства».

Источник добавляет: «Нам направляют от государства письма, что мы должны на частной фирме довести заработную плату работников до определенного уровня, говорят: на ваших предприятиях работают наши, белорусские люди». Но за последние два года бизнес в Беларуси все же стал чуть более свободным. 

На прилавках крупных супермаркетов доля белорусских товаров несущественна. Исключение здесь алкоголь – водка и пиво, которыми торгуют все крупные торговые цепи. Например, Selver сообщает, что продает 11 сортов белорусской водки и 5 сортов пива. Особенно хорошо идет «Белая Русь. Серебряная», известная своей хорошей ценой и качеством. В Prisma можно найти и рыбные изделия. 

Но вот новостная бомба: пойдите в магазин, найдите на прилавке квас A. Le Coq и изучите этикетку, где он произведен. Точно так – в Беларуси!

В 2010 году товарооборот Эстонии с Беларусью вырос скачкообразно, оборот увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в два раза. За 11 месяцев экспорт Эстонии в Беларусь вырос в 1,7 раза и импорт в 2,2 раза (правда, в 2009 году был отмечен некоторый спад).  

Крупнейшими экспортными статьями были машины и оборудование (24%), транспортные средства (17%) и сельскохозяйственная продукция, продовльственные товары и напитки (15%).

В импорте тон задавали минеральное топливо (66%), транспортные средства (12%), металлы и изделия из металлов (6%).

Беларусь была для Эстонии 17-ым по величине торговым партнером. По экспорту Беларусь занимает 21-е и по импорту 16-е места.


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эстонии трудно поддерживать экономические санкции против недемократичной Беларуси, так как оттуда поступает значительная часть продаваемого в Эстонии топлива, а...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика