Нарастить экспорт - урезать импорт?
28.04.2011 18:33
—
Новости Экономики
|
Нарастить экспорт - урезать импорт? Для начала следует обозначить всю проблематику данного вопроса. На протяжении длительного времени Беларусь больше покупает продукции, чем продает. И этот разрыв с каждым годом увеличивается до критических размеров. По итогам прошлого года дефицит внешней торговли составил рекордные 7,5 млрд долларов, превысив показатели 2009 года на 34,6%. За два месяца этого года минус составил еще 1,5 млрд долларов. Как изменить ситуацию? С помощью каких мер можно решить данную проблему в краткосрочной и среднесрочной перспективах? Согласно Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы экспорт товаров за пятилетку необходимо увеличить в 2,2 раза, экспорт услуг - не менее чем в 3 раза. К 2014 году Беларусь должна выйти на нулевое сальдо внешней торговли, а в 2015 году - обеспечить "плюс" в своей внешнеэкономической деятельности. То есть ставится задача, чтобы каждый год рост экспорта в среднем на 10% превышал рост импорта. Пока мы видим иную картину. Экспорт товаров и услуг в 2010 году возрос по сравнению с 2009 годом на 20%, а импорт - на 22,6%. Общеизвестно, что львиная доля белорусской экспортоориентированной продукции имеет большую импортную составляющую – до 70%. Чтобы белорусским предприятиям произвести конкурентоспособную на международных рынках продукцию, необходимо закупить и газ, и нефть, и металлы и прочее сырье, а также новейшие технологии и оборудование. Без этого никак не обойтись и на эти статьи расходов тратятся огромные суммы валюты. Торговля энергетическими и сырьевыми товарами – основной источник формирования отрицательного сальдо страны. Урезание потребительского импорта Белорусские власти в качестве основного механизма пытаются ограничить потребительский импорт путем административных мер и реализации госпрограмм импортозамещения. И если для введения заградительных барьеров и директивных указаний ума много не надо, то вот для создания новых производств нужен более гибкий и профессиональный подход, а также создание системы стимулов. Но, на взгляд заместителя директора Исследовательского центра ИПМ Ирины Точицкой, госпрограммы по импортозамещению пока не имели должного эффекта. Белорусской продукции сложно конкурировать с западными аналогами. В Повышение доли услуг Внешняя торговля – это не только продажи товаров, но и услуг. И вот здесь эксперты видят для Беларуси ряд преимуществ. Согласно планам Минэкономики, в качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%. С одной стороны, это объясняется мировыми тенденциями развития. С другой стороны, услуги в 2-3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. К тому же экспорт услуг уже сейчас позволяет Беларуси немного нивелировать размер отрицательного сальдо внешней торговли товарами. В 2010 году положительное сальдо внешней торговли услугами составило Перспективы в этом вопросе выглядят обнадеживающими. Беларусь как транзитная страна может увеличить объем транспортных услуг (перевозки, транзит углеводородов и т.д.). Многие наслышаны о потенциале белорусских ИТ-услуг. Не зря Беларусь называют центром оффшорного программирования в Восточной Европе. Также ставится задача за 5 лет увеличить Диверсификация рынков сбыта Согласно информации МИД Беларуси, в 2010 году по сравнению с 2009 годом география белорусского экспорта расширилась на 24 новые страны, в которые раньше поставки белорусской продукции не осуществлялись. Однако суммарный объем экспорта в указанные страны составил лишь 24,2 млн долларов (калийные удобрения, шины, тракторы, прутки из стали, печатные книги и брошюры и др.). Эксперты советуют наращивать сотрудничество с ближайшими соседями. Ирина Точицкая не верит, что можно много заработать на поставках белорусской продукции (например, тракторов, тягачей) в страны Латинской Америки или Азии из-за огромного транспортного плеча. Она полагает, что сейчас стоит задача более локальная – не потерять российский рынок. А такие предпосылки имеются. Если в 2000 году более половины общего объема белорусского экспорта поставлялось в Россию (52%), то в 2010 году этот показатель составил 39%. За указанный период удельный вес белорусского экспорта в страны Европейского союза остался фактически неизменен – 28% - в 2000 году, 30% - в 2010-м. Хотя во времена "нефтяного оффшора" это показатель достигал 45%. Доля других стран СНГ за последнее десятилетие увеличилась с 9 до 19%. Удельный вес стран Азии, Африки, Америки, Океании вырос на 1 процентный пункт до 12%. Развитие ТПС Одним из важнейших механизмов продвижения и закрепления белорусской продукции на перспективных рынках является создание товаропроводящей сети (ТПС), сборочных производств белорусской сложнотехнической продукции, сети сервисного обслуживания. Согласно информации белорусского МИДа, в 2010 году за рубежом создано 253 новых субъекта ТПС, в том числе 56 с белорусскими инвестициями и 49 сборочных производств. Однако этого явно недостаточно. Так, например, белорусские перевозчики приобретают импортную технику в том числе из-за того, что сервисная сеть минского автозавода недостаточно развита. Но для создания оптимального количества сервисных центров нужны приличные деньги, которые смогут окупиться лишь в среднесрочной перспективе. Бонусы для топ-менеджеров Власти Беларуси предлагают стимулировать рублем топ-менеджеров госпредприятий в наращивании экспорта. Глава Академии наук Анатолий Русецкий, в частности, недавно предлагал перейти на систему бонусной оплаты за год, как это принято в западных компаниях. "Они должны четко понимать, что сработав с прибылью, смогут получить существенную прибавку к зарплате", - говорил он. Минэкономики совместно с Минтруда и соцзащиты поручено подготовить проект нормативного правового акта о дополнительном стимулировании труда руководителей организаций за эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности. Привлечение инвесторов Приватизация также может способствовать увеличению экспорта. Иностранные инвесторы могут обеспечить выход на новые рынки сбыта, открыть новые каналы поставок продукции. По словам профессора Киевской школы экономики Александра Шепотило, "для привлечения инвестиций Беларуси стоит подумать о более тесной интеграции не только с Россией и СНГ, но и с Евросоюзом". Ирина Точицкая полагает, что для начала в стране должна наступить макроэкономическая стабильность, нормализоваться ситуация с валютой. В противном случае никаких инвесторов не заманишь. "Даже если предоставить ряд льгот, но не будет макроэкономической стабильности, инвесторы сюда не пойдут", - говорит она. Девальвация Но все вышеперечисленные меры - на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В ближайшее время повысить привлекательность белорусских товаров в ценном диапазоне поможет девальвация национальной валюты. Продукция станет более конкурентоспособной на международных рынках. Александр Шепотило утверждает, что "исходя из размеров проблем - девальвация это наиболее эффективная и быстродейственная мера в данной ситуации". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусское правительство намерено более активно стимулировать экспортную деятельность. Таким образом власти Беларуси надеются повернуть вспять растущее...
|
|