В стране уже через месяц должны пройти первые торги по продаже акций госпредприятий. Однако есть сомнения, что госпредприятия, включенные в план приватизации, сменят собственника. Причин тут несколько. Во-первых, госпредприятия пока активно не занимаются поиском инвесторов. Во-вторых, приватизируемые активы Беларуси, пользуясь путинской классификацией, не всегда являются «котлетами» в глазах инвесторов.
В этом году планируется продать 180 из 244 госпредприятий, включенных в План приватизации на 2011-2013 годы. Заместитель министра экономики Анатолий Филонов на семинаре, который был организован в Минске для представителей приватизируемых предприятий, сообщил, что первые торги по продаже акций госпредприятий пройдут совсем скоро — в конце июня.
Чтобы выполнить приватизационный план на этот год, государству нужно за один рабочий день продавать более одного госпредприятия. Рассчитывать, что все будет так, как запланировано, вряд ли есть основания.
Во-первых, предприятия — не горячие пирожки, и перед их покупкой инвесторы проводят длительные переговоры. Между тем, о ходе таких переговоров пока ничего не слышно.
Во-вторых, активы, включенные в приватизационный план Беларуси — как правило, низкоэффективные предприятия. Наконец, на самих госпредприятиях отсутствует понимание того, как находить иностранных инвесторов. Так что рассчитывать, что сонмище госпредприятий уйдут в этом году в частные руки, не приходится.
Чтобы продать активы, включенные в белорусский план приватизации, нужно вести кропотливую работу. Первая, можно сказать, попытка начать такую работу была предпринята в минувшую пятницу. На семинар в Минске, который проходил при поддержке Министерства экономики, пригласили представителей всех приватизируемых предприятий.
Инвестиционные консультанты, выступившие на семинаре, объяснили представителям госсектора возможности, которые открывает приватизация. Представители госпредприятий реагировали на информацию ожидаемо: одни внимательно слушали, другие — уходили, третьи — активно задавали вопросы, четвертые — спали. Но последних, к счастью, было немного. Так что есть надежда на определенные результаты от запланированной приватизации.
«Мухи», которых отгоняют инвесторы
Инвестиционные консультанты, выступавшие на семинаре, объяснили присутствовавшим, кто может купить белорусские активы.
По мнению директора департамента инвестиций компании «Юнитер» Романа Осипова, потенциальных инвесторов, которые могут быть заинтересованы в приобретении белорусских активов, можно разделить на три категории: стратегические инвесторы, фонды, местные инвесторы.
У каждого такого инвестора свои подходы.
«Стратегические инвесторы всегда хотят получить контрольный пакет покупаемого предприятия. Для них контроль является ключевым условием направления инвестиций. Это объяснимо: профильные (стратегические) инвесторы хотят реально управлять, определять стратегию предприятия», — объясняет Роман Осипов.
Потенциальными инвесторами в белорусские активы могут выступать и фонды. Плюс этой группы инвесторов для государства, которое не всегда желает расставаться с контрольным пакетом акций, в иных подходах к объектам инвестирования.
«Фонды — финансовые инвесторы, они готовы покупать и миноритарный пакет акций предприятия. В отличие от стратегических инвесторов, фонды полностью полагаются на команду предприятия и не хотят вмешиваться в операционную деятельность», — констатирует Роман Осипов.
Фонды, являясь финансовыми инвесторами, стараются ориентироваться на проекты, которые приносят высокую доходность.
«Фонды сидят на деньгах и зачастую отбиваются от предприятий, как от мух. Поэтому инвестфонды необходимо убеждать, серьезно доказывать, что план предприятия реализуем и что он принесет очень хорошие результаты», — объясняет Роман Осипов отношение инвестфондов к объектам инвестирования.
Теоретически покупателями белорусских активов могут выступить и местные инвесторы. Однако главный минус в данном случае — небольшие финансовые возможности национального капитала.
Белорусские «котлеты»
Приватизационный план Беларуси на 2011-2013 годы подготовлен таким образом, что туда попали разношерстные активы, инвестиционная привлекательность которых совершенно разная.
Пожалуй, один из ключевых факторов, от которого зависит привлекательность любого продаваемого предприятия — его стоимость. Согласно белорусскому законодательству, предприятия должны продаваться по цене не ниже балансовой стоимости.
В то же время у инвесторов своя формула, по которой они определяют ту цену, которую готовы заплатить за предприятие.
«Инвесторы во всем мире покупают предприятия по цене, которая определяется формулой: валовая прибыль, помноженная на коэффициент (для Беларуси — от 5 до 10), и минус финансовая задолженность», — говорит Роман Осипов.
С учетом того, что приватизируемые госпредприятия будут продаваться по цене не ниже балансовой стоимости, получается следующая картина.
По данным инвестиционной компании «Юнитер», половина предприятий, включенных в приватизационный план, предлагается по завышенной цене (в балансовую стоимость заложен коэффициент более 10). Соответственно, продать их потенциальным инвесторам будет достаточно сложно.
Вторая половина приватизируемых предприятий может по цене подойти инвесторам.
Проанализировав результаты финансовой деятельности и позиции компаний на рынке, специалисты компании «Юнитер» выделили 10 приватизируемых в Беларуси активов, которые имеют наибольшую инвестиционную привлекательность.
ТОП-10 приватизируемых активов Беларуси
Источник: ИК «Юнитер»
По мнению инвестиционных консультантов, реализация приватизационного плана, принятого на 2011-2013 годы, будет во многом зависеть от характера его реализации. Будут предприятия, включенные в план, прилагать усилия по привлечению инвестиций — есть шансы их получить.
Как продать и «мух», и «котлеты»?
Директор Фонда госимущества Госкомимущества Наталья Жерносек весной этого года отметила, отвечая на вопрос БелаПАН, что в план приватизации на 2011-2013 годы включались те предприятия, которые государство не считает стратегически значимыми.
Это привело к тому, что многие интересные с точки зрения инвесторов госактивы в приватизационный план не попали. Однако, по мнению инвестиционных консультантов, даже те предприятия, которые вошли в план, можно продать. Вопрос — по какой цене?
Если государство будет настаивать на балансовой стоимости предприятий, которая в ряде случаев является завышенной, то вряд ли приватизационный план удастся реализовать в тех объемах, в которых запланировано.
Еще один важный момент — подготовка госпредприятий к приватизации. По словам инвестбанкиров, которые работают в Беларуси, директорат госпредприятий далеко не всегда заинтересован в приходе инвестора на предприятие. «Красные директора» опасаются иностранных инвесторов, справедливо предполагая, что приход более эффективного собственника может привести к увольнению нынешнего топ-менеджмента.
Поэтому государству, если оно хочет привлечь иностранные инвестиции в малоэффективные предприятия (а таких в приватизационном плане большинство), следует занять более активную позицию в этом вопросе. Скажем, поставить перед администрацией приватизируемых предприятий задачу найти инвесторов и подписать с последними протоколы о намерениях. Тогда можно рассчитывать, что торги по продаже госактивов действительно состоятся.
Если же проактивную позицию государство в этом вопросе не займет, иностранные инвестиции в госсектор вряд ли потекут. Пассивное отношение государства к приватизации привело к тому, что в 2008-2010 годы были проданы акции всего 16 ОАО. Хотя планировалось отдать в частные руки 155 госпредприятий.