Да не иссякнет рука дающего
20.06.2011
—
Новости Экономики
|
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service выпустило ежегодный отчет, где объяснило, чем вызвано снижение суверенных рейтингов Беларуси. «Кредитный рейтинг страны на уровне В2 отражает мнение аналитиков, что в ближайшее время страну ожидают бреши в платежном балансе, а также трудности в среднесрочной перспективе с переориентированием текущих внешних долгов, взятых на финансирование внутренних нужд» , - говорится в сообщении агентства. Прогноз для рейтингов Беларуси дан «негативный». По мнению экспертов агентства, внешние долги страны усугублены девальвацией нацвалюты, а также замедлением темпов роста экономики. Согласно прогнозным расчетам дефицит Беларуси по текущим операциям снизится с $8,8 млрд. в 2010г. до $6,7 млрд. в 2011г. Но для его покрытия республике все равно не хватит золотовалютных резервов (ЗВР), которые на конец года сократятся до $2,9 млрд. Недостающий объем национальных золотовалютных резервов составит «приблизительно $3,8 млрд.» . И пока официальная статистика международных резервных активов страны подтверждает прогноз агентства. В мае 2011г., по данным Нацбанка, международные резервные активы Беларуси, рассчитанные по стандартам МВФ, сократились на $200,4 млн. и на 1 июня составили $3593,1 млн. в эквиваленте. «Сокращение золотовалютных резервов связано с исполнением в мае Нацбанком и правительством Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте» , - поясняется в пресс-релизе Нацбанка. Это значит, что запрет президента на продажу наличной инвалюты банкам для обеспечения нужд населения, а также другие ограничения, действующие на Белорусской валютно-фондовой бирже, пока не позволили преодолеть тенденцию к сокращению ЗВР. Проблема в том, что на ЗВР давят краткосрочные обязательства Нацбанка перед коммерческими банками, возникшие в рамках активно проводимых им своп-операций в целях привлечения инвалюты в обмен на эмитированные рубли. Теперь их предстоит погашать, совершая обратные операции. Поэтому процессы, происходящие в структуре ЗВР, носят вполне обусловленный характер. Прочие резервные активы (операции РЕПО и краткосрочные кредиты) за пять месяцев снизились на 86,4% (в т.ч. за май снижение на 37,3%) - до $130,1 млн. на 1 июня. В абсолютном выражении наибольшее сокращение в составе ЗВР наблюдалось по таким статьям, как наличная валюта и депозиты в банках. Здесь сокращение составило почти $120 млн. за май (8,3%). Неизбежные текущие инвалютные расходы, связанные с оплатой поставок газа и обслуживанием внешних краткосрочных займов госпредприятий, по которым наступают сроки погашения, никто отменить не может. Правительству также приходится обслуживать свои внешние долговые обязательства, что опять же приводит к уменьшению объема ЗВР. В этой ситуации временным выходом из затруднительного положения могло стать «переориентирование текущих внешних долгов» , на которое указывают эксперты агентства. Но если точнее, то они, скорее, просто напоминают о проблемах, возникающих на этом пути. Действительно, когда рейтинги падают, внешние заимствования и их обслуживание становятся все дороже. Поэтому пролонгировать долги было бы неплохо. Но как это сделать, когда стоимость заимствований растет и Беларусь вынуждена по этой причине отказываться даже от выхода на рынок евробондов? Только за счет сравнительно недорогих правительственных заимствований под залог антикризисных мероприятий провести эту операцию довольно сложно. К тому же любые новые долги - это дополнительное бремя, за которое рано или поздно приходится платить сполна. Поэтому не стоит заблуждаться, рассчитывая сохранить действующую экономическую модель, обеспечивая ее функционирование за счет чрезвычайных заимствований или принудительной приватизации. Без радикального изменения экономической и курсовой политики, а также проведения необходимых структурных преобразований в экономике эти привлеченные финансовые ресурсы исчезнут бесследно. Но белорусские власти не боятся трудностей, с которыми страна сталкивается на долговом рынке. Наоборот, решение своих проблем они видят в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. «До конца месяца вам Семашко еще один миллиард (долларов) принесет» , - сказал глава Беларуси, не назвав источника происхождения денег. Со слов Александра Лукашенко, сказанных в ходе совещания 8 июня, стало понятно лишь то, что страна готова выполнить некие договоренности, чтобы дополнительная порция валюты пополнила закрома родины. И глава администрации президента Беларуси Владимир Макей подтвердил эту информацию: «Помимо этого (кредита фонда ЕврАзЭС) найден еще один миллиард долларов из другого источника. Деньги тоже поступят в ближайшее время в Беларусь» . Позже некий источник сообщил агентству ПРАЙМ-ТАСС, что $1 млрд. может быть получен в счет будущих поставок калия (см. материал на соседней полосе. - «БелГазета»). Впрочем, эксперты агентства Moody's Investors Service не исключали, что частично дефицит платежного баланса Беларуси может быть профинансирован за счет многочисленных мелких заимствований и приватизации. Однако внешняя ликвидность Беларуси в 2011г. все равно будет испытывать трудности, считают в агентстве. Стране неизбежно придется ужесточить монетарную и фискальную политику, что вызовет замедление роста инвестиций, потребления, а также темпов экономического развития страны - как во второй половине 2011г., так и в 2012г. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service выпустило ежегодный отчет, где объяснило, чем вызвано снижение суверенных рейтингов Беларуси.
|
|