В какие продукты и товары во время ажиотажа вкладывали деньги белорусы
20.06.2011 09:00
—
Новости Экономики
|
В какие продукты и товары во время ажиотажа вкладывали деньги белорусы Ажиотажный спрос весенних месяцев коснулся большинства потребительских товаров. Но победителями в этой гонке стали среди продуктов -- сахар и мясные консервы, вещей --- холодильники и стиральные машины. По данным Белстата, розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе-мае 2011 г. составил 33,1 трлн рублей -- на 22,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Минчане покупали меньше всех Вопреки заявлениям, что весь ажиотаж "шел из Минска", как раз в столице был зафиксирован наименьший прирост товарооборота в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом. За январь-май он составил 19,2 %. А в Минской области -- 24,7%. Почти на четверть вырос товарооборот в Гомельской (24,6%) и Витебской областях (24,1%), 23,3% прибавила Могилевская область. Почти вровень шли западные Брестская и Гродненская области (22,6% и 22,2% соответственно). Однако рост товарооборота на уровне 20-25% далеко не редкость для белорусской экономики, которая в последние годы периодически сталкивается с ажиотажным спросом на те или иные товары. То из-за девальвации растут продажи бытовой техники, то из-за пожаров в России начинают скупать гречку, ну а спрос на сахар увеличивается, как только появляются слухи о новом подорожании. Лакомые товары для торговли Вот и в этом году сахар оказался самым лакомым для торговли с точки зрения повышения оборотов. За январь-май текущего года его было продано на 71% больше, чем за пять месяцев прошлого года. Второе место "неожиданно" заняли мясные консервы -- рост на 50%. Почти на 30% выросли продажи макаронных изделий, на 25,7% - подсолнечного масла. Как только пропала валюта из обменников и появилась множественность курсов, все бросились покупать этот импортный продукт. Тот же эффект множественности курса для импортеров, усиленный девальвационными ожиданиями, в мае стимулировал покупки крупной бытовой техники. Продажи холодильников и морозильников за пять месяцев текущего года выросли по сравнению с предыдущим в 2,1 раза. Почти в 2 раза выросли и продажи стиральных машин. На этом фоне довольно бледно выглядят телевизоры -- рост всего на 30%. На 40 и 43% было продано больше верхней одежды и трикотажных изделий, на 38% - синтетических моющих средств, на 36% - обуви, на 27% - фармацевтических средств. Более чем на 60% выросли продажи стройматериалов. На этом примере хорошо видно, как влиял на рост товарооборота рост курса на межбанковском и "черном" сегментах валютного рынка. Белстат предоставляет абсолютные данные о продаже стройматериалов в рублях, а не в тоннах или штуках, как для большинства других товаров. И если проследить за динамикой роста денежного оборота помесячно с марта по май, то окажется, что в денежном выражении (в текущих ценах) продажи стройматериалов в апреле по сравнению мартом выросли на 60%, а в мае по сравнению с апрелем - в 7 раз! В итоге в мае по сравнению с мартом текущего года было продано в 11 раз больше стройматериалов в денежном выражении. Рекорды ажиотажного спроса Стройматериалы стали рекордсменом помесячного роста. В группе товаров, которые Белстат также меряет в денежном выражении, в мае по сравнению с апрелем заметно выросли продажи трикотажных изделий -- на 52% и моторного топлива -- на 53%, что вполне логично с учетом роста цен на него в мае и очередями на заправках перед подорожанием. Стабильно росли продажи обуви -- рост на 30% в апреле к марту и на 39% в мае к апрелю. Денежный оборот в мае по сравнению с мартом вырос по обуви на 82%. Что же касается тех товаров, продажи которых измеряются в штуках и тоннах, то в апреле и в мае здесь были разные чемпионы. В апреле первое место у сахара -- рост по сравнению с мартом на 78%, в мае -- в 2 раза больше чем в марте и на 35% больше по сравнению с апрелем. В апреле по сравнению с мартом также заметно выросли продажи растительного масла - на 39%, и, судя по всему, граждане запаслись настолько, что в мае купили на 12% масла меньше, чем в апреле, но при этом все равно на 23% больше, чем в марте. В апреле начался рост продаж холодильников (в штуках) - их купили на 42% больше чем в апреле, затем к этим продажам добавился рост в мае еще на 36%, так что в мае холодильников и морозильников купили почти в два раза больше, чем в марте. А вот спрос на стиральные машины в апреле был умеренным - рост по сравнению с мартом на 9%, зато в мае по сравнению с апрелем было куплено на 81% стиральных машин больше, чем в апреле. Телевизоры и вовсе в апреле не пользовались особым спросом - их купили даже меньше чем в марте (на 3%), но народ "догнался" в мае на ожиданиях девальвации, прибавив к апрельским продажам 66%. Да и мясные консервы своим рекордом за пять месяцев обязаны также прежде всего маю - рост по сравнению с апрелем на 88% при нулевом росте в апреле по сравнению с мартом. Продукты, которых почти не коснулся ажиотажный спрос: это сыр -- за три последних месяца практически нулевая динамика, и сливочное масло с небольшим увеличением в мае. Продажи мяса прибавляли по 7-8% в месяц. Такую же прибавку показывали в апреле по сравнению с мартом крупа и макароны, но уже в мае их продажи увеличились по сравнению с апрелем на треть. Есть ли смысл пополнять склады? Итогом ажиотажа двух весенних месяцев стало снижение запасов в торговле. Так, запасы сахара в торговле на 1 июня сократились по сравнению с запасами на 1 мая на 3,7 тыс тонн и в днях торговли составили 6 дней, тогда как год назад на эту же дату запасы составляли 20 дней. Запасы муки составляли 15 дней против 21 дня в 2010 году, крупы -15 дней (22 дня). Макарон на 1 июня на складах находилось на 11 дней, тогда как годом ранее - на 20. Но более впечатляюще опустели склады магазинов бытовой техники. На 1 июня в торговле находилось холодильников на 4 дня торговли, стиральных машин - на 9 дней, телевизоров на 23 дня. Год тому назад эти товары можно было продавать со склада магазина соответственно 42, 45 и 64 дня. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ажиотажный спрос весенних месяцев коснулся большинства потребительских товаров. Но победителями в этой гонке стали среди продуктов -- сахар и мясные консервы,...
|
|