Российское правительство подкинуло новую головную боль белорусской нефтепереработке. Экспорт нефтепродуктов, формирующий львиную долю белорусского бюджета, может превратиться для наших заводов в совсем уж невыгодный бизнес. И все из-за подписанного на днях премьер-министром РФ Владимиром Путиным постановления «60-66».
Этот документ давно обсуждался в российском правительстве, и эксперты ожидали его вступления в силу еще в апреле текущего года. Но по ряду причин Путин подписал его только сейчас.
Как пояснил Naviny.by аналитик «Уралсиб КэпиталЪ» Виталий Крюков, базовая цель документа — снизить экспортную пошлину на нефть (с августа она составляет 438,2 доллара за тонну). По расчетам экспертов, пошлина уменьшится примерно на 7% при изменении формулы ее расчета. Сделано это для поддержания добычи нефти в стране.
«Это позитивное решение для нефтедобытчиков. Чтобы компании могли эффективно бурить скважины и поддерживать добычу хотя бы на текущем уровне — до 10 миллионов баррелей в сутки, для этого требуются налоговые льготы. Теперь прибыльность нефтедобычи будет поддержана на приемлемом уровне», — отмечает Крюков.
Еще одна цель документа — повышение глубины переработки нефти российскими компаниями. По этой причине в правительстве решили унифицировать ставки экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты до 66% от пошлины на нефть уже с 1 октября 2011 года. Это значит, что ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты снизится с нынешних 67% на 1 процентный пункт, а на темные, наоборот, вырастет — почти на 20% (с 46,7%). Постановление также предусматривает, что с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты и вовсе будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.
«Здесь прямой экономический стимул НПЗ повышать глубину переработки и снижать производство мазута. И правительство дает четкий сигнал нефтеперерабатывающим заводам: не будете модернизироваться — станете убыточными», — поясняет Крюков.
Однако проблема убыточности автоматически встает и перед белорусскими НПЗ. Ведь по нефтяным соглашениям в рамках Таможенного союза и ЕЭП Беларуси придется ввести аналогичный налоговый режим. И первое, что придется сделать, — увеличить отчисления в российский бюджет за каждую экспортированную в третьи страны тонну темных нефтепродуктов.
Сегодня благодаря разнице между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты наша нефтепереработка и получает основной бонус. Режим беспошлинных поставок нефти позволяет платить России не 438,2 доллара за каждую тонну купленной нефти (в августе 2011 года), а значительно меньше — 293,6 доллара (в августе же) за экспорт в третьи страны тонны светлых нефтепродуктов и 204,6 доллара за тонну темных нефтепродуктов. Приняв это постановление, российское правительство урезает наш бонус путем увеличения пошлины на темные нефтепродукты. По приблизительным подсчетам, каждая проданная за пределы Таможенного союза тонна темных нефтепродуктов будет обходиться на 40 долларов дороже.
Правда, как сообщил в беседе с Naviny.by источник в нефтяной отрасли, сама Россия на этом много не заработает, так как в структуре экспорта бОльшую долю занимают именно светлые нефтепродукты и бензины. Но и тут засада. Путин пролонгировал действие запретительной пошлины на бензины, которая уже ударила по финансовому состоянию белорусских НПЗ.
Ставка экспортной пошлины на бензины была увеличена 1 мая на 44%, сегодня она достигает 90% от пошлины на нефть (в августе — 394,4 доллара за тонну). Российское правительство пошло на это, чтобы снизить экспорт бензинов из России и тем самым ликвидировать их дефицит на внутреннем рынке.
Беларуси пришлось сделать аналогичные шаги. Это еще сильнее ударило по экспорту нефтепродуктов, прибыльность которого в 2011 году и так снизилась вследствие отставания роста экспортных цен на нефтепродукты от цен на сырье.
«И если «Нафтан» по итогам июня получил небольшую прибыль в несколько сотен тысяч долларов, то только потому, что в структуре экспорта доля бензинов у него была меньше, чем у Мозырского НПЗ», — отмечает источник в отрасли.
В целом же и «Нафтан», и Мозырский НПЗ, по словам источника, сработали с убытками. Скачок пошлин на бензины сыграл в этом не последнюю роль, даже несмотря на то, что в целом в структуре экспорта белорусских нефтепродуктов основную долю занимают не автобензины, а дизтопливо, пошлина на экспорт которого повысилась незначительно.
Белорусские нефтяники рассчитывали, что введение запретительной пошлины на нефть — это временная мера. Но, как оказалось, ошибались. Пошлина на уровне 90% от ставки пошлины на нефть будет действовать и дальше — как минимум до 2015 года.
Поэтому белорусским НПЗ, скорее всего, придется серьезно скорректировать ассортимент выпускаемой продукции, чтобы минимизировать возможные потери от новых условий поставок автобензинов. Вероятно, надо делать ставку на дизельное топливо. Тем более, что, по словам аналитиков, на него существует устойчивый спрос на внешних рынках.
«Надо считать, варьировать, искать варианты, увеличить, например, производство дизтоплива, которое получается в данной ситуации более выгодно экспортировать. Но это потребует изменения стратегии развития отрасли», — говорят эксперты.
Возможно, снизить потери удастся и за счет более оптимальной логистики поставок автобензинов на один из основных рынков сбыта — украинский. «Но здесь надо все оценить, просчитать», — подчеркивают аналитики.
А пока белорусская нефтепереработка переживает очередной стресс, Россия подсчитывает выручку. По первоначальным расчетам, в результате обнуления пошлин на нефть и одновременного перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты бюджет РФ в 2011 году должен был получить от Беларуси около 400 миллионов долларов. Между тем, по данным концерна «Белнефтехим», уже за первую половину 2011 года белорусскими нефтепереработчиками в бюджет Российской Федерации перечислено более 1,2 млрд. долларов, то есть, в три раза больше. По итогам года эта цифра может вырасти до 2,5 миллиарда.
Надежда на более оптимистичный сценарий для белорусских НПЗ все же остается. «Сроки выхода на 100% ставку пошлины на темные нефтепродукты от пошлины на нефть очень сжатые. Боюсь, что не все российские НПЗ успеют к 2015 году модернизироваться соответствующим образом, а это значит, сроки могут быть перенесены. Сами компании могут обратиться в правительство с просьбой отложить выравнивание пошлин», — полагает Крюков.
Измениться может и величина пошлины на автобензины: «Ведь по мере модернизации НПЗ будут увеличивать производство бензинов, и на внутреннем рынке через год-два может возникнуть их избыток. Это значит, что в постановление, подписанное Путиным, могут быть внесены изменения, и пошлину на автобензины могут снизить. Но это, конечно, будет определяться темпами модернизации НПЗ».
Однако при всех этих положительных условиях НПЗ повысят доходность от экспорта только в случае изменения условий импорта российской нефти, заявляют аналитики. Ведь сейчас нефтеперерабатывающим заводам приходится платить премию российским нефтяникам, что почти нивелирует эффект от беспошлинных закупок нефти, делая нефтепереработку низкорентабельной.
НПЗ и раньше платили премию к цене нефти. Но если в 2010 году она составляла примерно 1,5 доллара за баррель, то, по данным «Белнефтехима», средневзвешенный размер премии за первую половину 2011 года достиг 6 долларов за баррель, или более 44 долларов за тонну. Таким образом, премия выросла в 4 раза.
Белорусское правительство, как заявил 30 июня в парламенте первый вице-премьер Владимир Семашко, будет добиваться пересмотра этой формулы цены на нефть. Но, как полагает источник в отрасли, российская сторона будет упираться: «В правительстве РФ могут заявить, что это проблема не между странами, а между хозяйствующими субъектами. Мы вам даем беспошлинную нефть, как вы и хотели, а премия — это вопрос к нефтяным компаниям», — считает источник. Но при этом допускает, что российские компании готовы будут пойти на уступки, согласившись на уменьшение премии, в случае, если Беларусь предоставит им выгодные условия по переработке нефти на своих НПЗ на давальческих условиях.