Нормирование сброса сточных вод. 21.by

Нормирование сброса сточных вод

27.02.2012 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

  • расчетная допустимая концентрация загрязняющих веществ в составе отводимых вод, соблюдение которой обеспечивает установленные нормативы качества воды водного объекта в контрольном створе, рассчитывается с учетом ассимилирующей способности водного объекта;
  • при сбросе загрязняющих веществ в составе отводимых вод в хозяйственно-питьевые и культурно-бытовые водотоки нормативы качества воды должны обеспечиваться в контрольном створе, расположенном на расстоянии одного километра выше ближайшего по течению водозабора для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, мест купания, организованного отдыха или территории населенного пункта;
  • при сбросе загрязняющих веществ в рыбохозяйственные водотоки нормативы качества воды должны обеспечиваться на протяжении всего водного объекта или его участка, начиная с контрольного створа, расположенного на расстоянии не далее 500 метров ниже выпуска отводимых вод.

Исходными данными для расчета нормативов допустимых сбросов и временных нормативов допустимых сбросов являются:

  • характеристика водного объекта в районе выпуска отводимых вод;
  • характеристика отводимых вод (расход, объем, показатели качества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых водах, режим водоотведения);
  • характеристика действующих очистных сооружений (состав сооружений по проекту и фактически действующих, их техническое состояние; организация производственного контроля за работой очистных сооружений; показатели качества и концентрации загрязняющих веществ, отводимых вод на входе на очистные сооружения, после механического и биологического звена, а также после сооружений доочистки сточных вод).

При расчете нормативов допустимых сбросов расходы и объемы отводимых вод прини-маются по данным первичного учета водопользователя. Значения показателей качества и концентраций загрязняющих веществ в составе отводимых вод – по данным результатов испытаний проб отводимых вод (средневзвешенные значения показателей за предыдущие пять лет), выполненных лабораториями, аккредитованными и состоящими на учете в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Для определения кратности разбавления отводимых вод с водой водотока в контрольном створе расход воды на незарегулированных водотоках принимается равным минимальному среднемесячному расходу года 95% обеспеченности. На практике определенные трудности возникают в получении информации и проведении расчетов гидрологических и гидрометрических характеристик водных объектов, являющихся приемником очищенных сточных вод. Как правило, только в крупных городах сброс отводимых вод после очистных сооружений осуществляется непосредственно в реку. В малых населенных пунктах воды отводятся вначале через сбросные или мелиоративные каналы, затем в небольшие ручьи и только после этого попадают в реку. Порой очень непросто определить, относительно какого водного объекта считать смешение и разбавление.

Как указывалось выше, нормативы допустимых сбросов устанавливаются для каждого нормируемого загрязняющего вещества с учетом:

  • вида водного объекта и нормативов качества его воды;
  • фоновой концентрации нормируемых загрязняющих веществ;
  • ассимилирующей способности водного объекта.

При этом в Инструкции отмечено, что независимо от запаса ассимилирующей способно-сти водного объекта нормативы допустимых сбросов должны устанавливаться исходя из максимально возможной степени удаления загрязняющих веществ из отводимых вод, достигаемой в результате применения наилучших и доступных технических методов.

Расчет нормативов допустимого сброса и допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе отводимых вод в водные объекты проводится в определенной последовательности и при соблюдении следующих условий:

  • допустимая концентрация i‑го загрязняющего вещества без учета неконсервативности загрязняющего вещества рассчитывается с учетом смешения сточных вод с водой водного объекта;
  • соотношение расходов воды в водотоке и отводимых сточных вод выглядит так: Q/q=10…400. В случае, если величина отношения расхода водотока к расходу отводимых вод более 400, кратность разбавления принимается равной 0,5, а в случае, если величина отношения расхода водотока к расходу отводимых вод менее 10, до-пустимая концентрация i‑го загрязняющего вещества принимается равной норма-тиву предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водотока с коэффициентом 0,8;
  • если показатели качества и концентрации загрязняющих веществ в воде водного объекта в фоновом створе превышают установленные нормативы качества воды водного объекта, то нормативы допустимых сбросов по этим показателям качества и концентрациям загрязняющих веществ устанавливаются исходя из применения к отводимым водам нормативов качества воды водного объекта;
  • в случае сброса загрязняющих веществ в составе отводимых вод в озеро нормативы допустимых сбросов устанавливаются исходя из применения к отводимым водам природных показателей качества и концентраций веществ в воде озера, установленных на основании данных мониторинга поверхностных вод или научных исследований;
  • в случае сброса загрязняющих веществ в составе отводимых вод в водохранилище или пруд, нормативы допустимых сбросов устанавливаются исходя из применения к отводимым водам нормативов качества воды водного объекта (водотока), в русле которого создано водохранилище или пруд;
  • в случае сброса загрязняющих веществ в составе отводимых вод в водный объект в границе населенного пункта допустимые концентрации загрязняющих веществ отводимых вод, принимаемые для расчета нормативов допустимых сбросов, не должны превышать нормативы качества воды культурно-бытового водного объекта, если для этого водного объекта не применяются более жесткие нормативы качества воды;
  • в случае отведения в водные объекты сточных вод, образующихся после использования воды на охлаждение оборудования, нормативы допустимых сбросов устанавливаются исходя из применения к отводимым сточным водам фоновых концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии использования одним водным объектом для забора воды и отведения сточных вод после охлаждения оборудования).

В результате проведенных расчетов определяются величины нормативов допустимого сброса и допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе отводимых вод. При этом на практике возможны два варианта результатов:

1. в случае, когда фактические концентрации загрязняющих веществ в составе отводимых вод меньше расчетных допустимых концентраций, нормативы допустимых сбросов устанавливаются исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в со-ставе отводимых вод;

2. в случае, когда фактические концентрации загрязняющих веществ в составе отводимых вод превышают расчетные допустимые концентрации, на период выполнения водопользователем мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ в составе отводимых вод с целью достижения расчетных нормативов допустимых сбросов Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды могут устанавливать временные нормативы допустимых сбросов с учетом поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов.

Как видим, и в первом, и во втором случае нормативы допустимых сбросов должны устанавливаться практически на уровне технологических возможностей очистных сооружений исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в составе отводимых вод.

Согласно Инструкции временные нормативы допустимых сбросов устанавливаются исходя из максимально возможного снижения концентраций загрязняющих веществ в составе отводимых вод на действующих водоохранных сооружениях водопользователя на момент установления временных нормативов допустимых сбросов. В целях поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов водопользователи разрабатывают планы водоохранных мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в составе отводимых вод и предусматривают для их выполнения необходимые финансовые и материально-технические ресурсы. При этом не указывается, каким образом определяется «максимально возможное снижение концентраций загрязняющих веществ в составе отводимых вод».

Как указывалось выше, расчет предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в очищенных сточных водах выполняется с учетом их смешения и разбавления речной водой. Практика проведенных исследований показывает, что во многих случаях из-за низких фоновых концентраций расчетное допустимое содержание минеральных солей в отводимых водах в несколько раз превышает ПДК для объектов рыбохозяйственно-го использования. При этом фактические значения концентраций в общегородских сточных водах, поступающих на очистные сооружения, значительно ниже ПДК.

Что касается нормирования проблемных показателей, в частности, БПК5, биогенных элементов и некоторых других, то определить их допустимое содержание в отводимых водах с учетом смешения и разбавления с водой водного объекта в большинстве случаев не представляется возможным из-за высокого фона. Исходя из требований к качеству воды водного объекта, а также на уровне реальных возможностей водопользователя, в качестве норматива предлагается устанавливать допустимое содержание загрязняющих веществ с приложением плана мероприятий поэтапного достижения расчетных величин.

Практический опыт, накопленный в лаборатории водоохранных технологий и водоподготовки «ЦНИИКИВР», свидетельствует о необходимости при выполнении работ по нормированию сброса сточных вод проведения наладки очистных сооружений, уточнения или переработки технологического регламента и, как результат, оценки их реальной эффективности, соответствующей наилучшим, в настоящее время, возможностям водопользователя. Только в этом случае нормирование предельно допустимых сбросов и концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, будет являться эффективной мерой охраны водных объектов от загрязнения, будет способствовать более рациональному использованию воды, внедрению экологически чистых технологических процессов и строительству эффективных очистных сооружений.

По материалам доклада Александра Одинца, начальника отдела водоохранных технологий РУП «ЦНИИКИВР»


Денис РАЧКОВСКИЙ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На основании статьи 14–1 Водного кодекса Республики Беларусь Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика