Доходы белорусских министров выходят на докризисный уровень. 21.by

Доходы белорусских министров выходят на докризисный уровень

28.05.2012 21:02 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Доходы белорусских министров выходят на докризисный уровень

           


В прошлом году после трехкратной девальвации рубля белорусские чиновники всерьез запаниковали. Они стали покидать министерства и ведомства из-за низкой зарплаты. В связи с этим на самом высоком уровне созрела даже реформа, согласно которой чиновничий аппарат следовало бы оптимизировать: то есть сократить одних и повысить зарплату другим. Даже президент публично попросил госслужащих потерпеть. Как изменились доходы чиновников с тех пор?

Как показывают данные Белстата, средняя начисленная зарплата за март в разрезе органов госуправления варьируется в зависимости от важности ведомства, но еще не достигла 500-долларового уровня. За этот рубеж перевалили нефтяники и энергетики, к которым неожиданно примкнули и экономисты.

Впрочем, зарплаты высокопоставленных чиновников, очевидно, отличаются от доходов обычных клерков. Однако и они пострадали от девальвации. В конце прошлого года Александр Лукашенко признал, что членов правительства тоже надо бы поддерживать. "Думаю, не без оснований ко мне уже пару человек обратились – мол, Александр Григорьевич, я не могу семью за эти деньги содержать. Говорю: подожди, поработай, выровняемся в следующем году", - поделился он. Тогда Лукашенко привел в пример зарплату премьер-министра, который до кризиса получал в белорусских рублях эквивалент 3,5 тыс. долларов. Немногим более месяца назад белорусский лидер назвал размер своей зарплаты – 2 тысячи долларов.

В апреле министр экономики Николай Снопков пытался неуклюже рассказать о своей получке. Сначала у него выходило около 450 долларов в месяц, но спустя два часа после пересчета зарплата "выросла" до 6 млн рублей (на тот момент 750 долларов).

Несколько источников в разных органах госуправления уверили корреспондентов TUT.BY, что доходы министров и их заместителей почти уже вернулись на докризисный уровень. "Чистыми у них выходит не меньше 10 миллионов", - утверждают собеседники.

А что было раньше? На сей счет имеются следующие сведения. На одной из пресс-конференций в 2007 году тогдашний министр архитектуры и строительства Александр Селезнев признался, что зарабатывает в месяц, "в среднем три миллиона" – по курсу на тот период эта сумма составляла почти 1 400 долларов. Или в два раза больше, чем сейчас получает министр экономики, если верить его словам. В начале 2008 года тогдашний министр обороны Леонид Мальцев признался, что его месячный доход равен 3,7 млн рублей, что составляло на тот момент более 1 700 долларов. По словам министра, должностной оклад составлял 1,2 млн рублей, надбавка за выслугу лет - 603 тысячи, выплата за воинское звание генерал-полковника 300 тыс.

Зарплата госслужащих состоит из оклада и ряда надбавок (за класс, за выслугу лет, за особые условия работы и т.д.). Вторая часть составляет приличную часть доходов. "И если министр трудится денно и нощно, то у него и выходит по итогу хорошая сумму. Не зря они приходят на работу раньше всех, а уходят ближе к 9 вечера", - рассказывает представитель министерства. Несмотря на то, что все высокопоставленные чиновники получают примерно одинаковую зарплату, но определенное ранжирование все же существует. "У тех, у кого груз ответственности перед обществом более высок, и получают больше. Скажем, министр энергетики зарабатывает больше министра культуры", - говорит источник. Кстати, эту градацию отражает и "средняя температура" по органам госуправления.

Справедливости ради стоит отметить, у чиновников есть еще несколько вполне легальных источников пополнения кошелька. И все они тоже потихоньку вернулись на докризисный уровень.

Охрана госсобственности

Госслужащие имеют право входить в состав наблюдательного совета предприятий, в акционерном капитале которых имеется доля государства, и получать за это поощрения. С 1 апреля 2008 года норматив исчисления размера вознаграждения устанавливается в базовых величинах (БВ) в зависимости от уровня рентабельности хозобщества. Такое положение содержится в указе №100, регулирующем некоторые вопросы владельческого надзора. Учитывая, что с 1 апреля 2012 года базовая величина выросла почти в 3 раза, выплаты, привязанные к ней, фактически вернулись в долларовом эквиваленте на докризисный уровень. 

По указу №100, для хозобществ с рентабельностью с начала отчетного года до 10% включительно норматив исчисления размера вознаграждения составит до 6 БВ (600 тыс рублей), с рентабельностью от 10 до 15% - до 9 БВ (900 тысяч рублей), с рентабельностью от 15 до 25% - до 15 БВ (1,5 млн рублей), с рентабельностью свыше 25% - до 18 БВ (1,8 млн рублей).

Так, к примеру, в наблюдательном совете ОАО "Мозырский НПЗ" значатся пять представителей государства из концерна "Белнефтехим" во главе с председателем Игорем Жилиным и его замом Владимиром Волковым. Помимо этого Волков и его коллега Валентина Красных являются представителями государства в новополоцком ОАО "Нафтан".

В настоящее время представителями государства в ОАО назначено и 20 работников Госкомвоенпрома, сообщает пресс-служба ведомства: "В 2011 году они приняли участие в работе около 450 заседаний органов управления ОАО, где было рассмотрено более 900 вопросов, относящихся к компетенции общих собраний акционеров и наблюдателей Решение ряда вопросов характеризовалось в целом оперативностью и способствовало достижению рядом ОАО высоких показателей финансово-экономической деятельности по итогам 2011 года".

Стоит отметить, что наши попытки уточнить имена представителей государства в ряде ОАО оказались тщетными. На предприятиях из этого почему-то делали секрет, не говоря уже о размере вознаграждений.

Проще оказалось с представителями государства в коммерческих банках. Дело в том, что они назначаются специальным указом президента, и из этого не делается никакого секрета. При этом размер вознаграждения представителю государства ограничивается максимальным нормативом без учета рентабельности - до 25 базовых величин в квартал (или 2,5 млн рублей).

В наблюдательных советах крупнейших белорусских комбанков много высокопоставленных чиновников. Так, например, в "Приорбанке" - это первый вице-премьер Владимир Семашко, в Банке ВТБ (Беларусь) – председатель "Белнефтехима" Игорь Жилин.

Министр финансов Андрей Харковец является председателем наблюдательного совета Беларусбанка. А министр экономики Николай Снопков – его заместитель в совете.

Выплачиваются ли им деньги за членство в советах и если да, то сколько?

- И Харковцу, и Снопкову выплачивается определенная сумма – 20 базовых в квартал, - рассказали нам в Беларусбанке. - Все представители власти в наблюдательном совете получают такое вознаграждение: начальникам областных финансовых управлений – членам совета тоже 20 базовых каждому выплачивается.

- Сейчас, после того, как базовую величину подняли до 100 тысяч рублей, уже хоть какая-то прибавка к зарплате получается. 2 миллиона в квартал тоже на дороге не валяются, - резонно заметили в Беларусбанке. - А раньше, когда базовая была 35 тысяч, совсем смешное вознаграждение выходило.

В Белагропромбанке членам наблюдательного совета тоже выплачивается вознаграждение. Но по сравнению с Беларусбанком совсем символическое.

- Для госслужащих у нас работа в наблюдательном совете – возмездная. Деньги перечисляются в соответствующий госорган. Но суммы небольшие. Навскидку если вспомнить, около 5 базовых величин в квартал, - рассказала представитель Белагропромбанка. – Некоторые госслужащие, например, из Палаты представителей, они в принципе отказываются от вознаграждения.

Речь, насколько можно понять, о председателе постоянной комиссии Палаты представителей по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Евгении Артюшенко. Он один из членов наблюдательного совета Белагропромбанка. В совет также входят зампреды облисполкомов, курирующие АПК, председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко, вице-премьер Михаил Русый и бывший вице-премьер, а ныне гендиректор Белорусской калийной компании Валерий Иванов.

Еще три высокопоставленных чиновника присутствуют в наблюдательном совете Белинвестбанка. Это председатель набсовета вице-премьер Анатолий Калинин и члены совета - зампред правления Нацбанка Тарас Надольный и председатель концерна "Беллесбумпром" Владимир Шульга.

Им повезло меньше, чем Андрею Харковцу и Николаю Снопкову - меньше ровно на 2 миллиона в квартал или на 8 миллионов в год.

- На безвозмездной основе они в совете, конечно! – удивились нашему вопросу о вознаграждении Калинина, Надольного и Шульги в Белинвестбанке. – Мы же государственный банк.

А как обстоит дело с вознаграждением госслужащих в двух бывших белорусских госбанках, которые стали "дочками" госбанков российских – Сбербанка и Внешэкономбанка?

В Банке БелВЭБ на вопрос о вознаграждении члена наблюдательного совета – начальника финуправления Мингорисполкома Александра Керножицкого ответили лаконично:

- Вознаграждение членам наблюдательного совета выплачивается в соответствии с белорусским законодательством.

Из этого комментария можно понять, что вознаграждение представителю государства все-таки выплачивается, но размер его в пресс-центре Банка БелВЭБ уточнять не стали.

В БПС-Сбербанке - председателем его наблюдательного совета является вице-премьер Сергей Румас – вообще не смогли ответить на вопрос: возмездна или безвозмездна деятельность в совете представителя государства.

Пресс-секретарь банка сказала, что уточнит это, и попросила перезвонить позднее. Но и позднее ничего выяснить не удалось. Еще позднее на наши звонки в пресс-центре БПС-Сбербанка перестали отвечать.

На кафедру по зову души или кошелька?


Еще одна сфера, где госслужащий может легально подзаработать, - преподавательская деятельность и написание статей.

- Безусловно, преподавательская и научная работа допускаются и очень многие госслужащие совмещают основную работу с дополнительной и, естественно, это оплачивается, - рассказал нам преподаватель одного из минских вузов, в прошлом высокопоставленный белорусский чиновник. – Госслужащий идет к студентам, видимо, потому что у него есть тяга, желание преподавать. Думаю, он получает удовлетворение в том смысле, что держит себя в форме, изучает более широкий круг вопросов. И, естественно, это можно использовать и по роду основной деятельности.

По словам собеседника, дополнительный заработок, как правило, не главный мотив для чиновника-преподавателя. Есть и другие способы заработать: "У нас ведь много примеров, когда чиновники совершают коррупционные преступления. И у них нет, естественно, желания, заниматься преподавательской деятельностью. У кого какая тяга".

- С основной работой совмещает преподавательскую деятельность председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков (профессор кафедры гражданского и хозяйственного права в Академии управления при президенте – прим. Ред.), Андрей Тур, нынешний замглавы администрации президента, тоже известен своей преподавательской деятельностью, - привел примеры наш собеседник.

Оплата труда у госслужащих-профессоров как у штатных вузовских.

- Кто-то из чиновников работает в вузе на четверть ставки, кто-то на пол, возможна почасовая оплата, - пояснил собеседник. И, подумав, добавил: - Приглашаю и вас, и всех, кто желает - приходите на полную ставку в преподавательскую деятельность. Оплата труда, сами убедитесь, пока еще не та, которую можно получить в частной фирме, работая в других сферах.

По последним данным Белстата, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава – 4,393 млн рублей. Получается, совмещая госслужбу с преподаванием на полставки, чиновник может дополнительно заработать в месяц около 2,2 млн.

Госслужащим можно подзаработать и публикацией своих материалов в газетах и журналах. Очевидно, что это, как правило, небольшие суммы. Некоторые отказываются от гонораров принципиально. Один из министров, пожелавший, чтобы его фамилия не называлась, передал через пресс-службу, что гонорары от публикаций передает в детский дом.

Взгляд на восток


В связи с созданием Единого экономического пространства у белорусских чиновников есть поле для маневра и улучшения финансового благополучия. Один из самых ярких последних примеров назначение бывшего первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежды Котковец на пост директора Департамента агропромышленного комплекса. Накануне отъезда в российскую столицу она кардинально, и как многие заметили, в лучшую сторону изменила свой имидж. Ранее от Беларуси членами Коллегии Евразийской экономической комиссии стали: экс-премьер Сергей Сидорский (министр промышленности и агропромышленного комплекса ЕЭК), бывший первый зампред Государственного таможенного комитета Владимир Гошин (министр по таможенному сотрудничеству) и экс-глава Госстандарта Валерий Корешков (министр по вопросам технического регулирования). А на днях стало известно о том, что экс-главный государственный санитарный врач Беларуси Олег Арнаутов назначен директором Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер.

Согласно официальной информации, "все члены Коллегии получают зарплату, равную заработной плате министров правительства Российской Федерации, а сотрудники комиссии на соответствующих должностях соответствуют аппарату правительства Российской Федерации". По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госорганах РФ в 2011 году составила 62,6 тысячи российских рублей (около 2 тыс. долларов), госслужащих в аппарате правительства - 102,081 тысячи российских рублей (более 3 тыс долларов). Как видим, белорусские чиновники о таких официальных доходах пока могут только мечтать.

P.S. Не стоит забывать, что высокопоставленные чиновники имеют ряд привилегий в части пользования жильем и машиной, права на оздоровление и т.д. Неофициальные поощрения – это тема для будущих материалов. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В прошлом году после трехкратной девальвации рубля белорусские чиновники всерьез запаниковали. Они стали покидать министерства и ведомства из-за низкой зарплаты.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика