Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Белорусский легпром в условиях открытого рынка. 21.by

Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Белорусский легпром в условиях открытого рынка

07.06.2012 12:42 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Белорусский легпром в условиях открытого рынка

           


TUT.BY представляет очередную публикацию из цикла "Бизнес в Беларуси: угрозы-2012", подготовленного редакцией журнала "Бизнес-ревю". На 10-й строчке в списке угроз - конкурентоспособность белорусского легпрома в условиях открытого рынка.
 
 
 
Тяжелое будущее легкой. Чем опасен для белорусских предприятий легпрома приход крупных сетевых игроков
 
Прошлый год для предприятий легпрома сложился по-разному из-за проблем на валютном рынке: кто-то должен был в ущерб экспорту закрывать потребности внутреннего рынка, кто-то ощутил сокращение потребительского спроса, а кто-то, наоборот, получил сумасшедшие прибыли и рентабельность из-за разницы курсов. Что ждет предприятия легпрома в ближайшее время — снова проблемы или светлое и безоблачное будущее?

За внутренний рынок тоже придется побороться

Когда говорят о вступлении нашей страны в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, обычно обращают внимание на новые возможности — мол, у белорусских предприятий появляется огромный рынок России и Казахстана. Правда, при этом почему-то не всегда учитывают, что и рынок Беларуси открывается для внешних игроков, и конкурировать нам придется не только за пределами страны, но и на своей территории. Когда следует ожидать прихода к нам сильных игроков? Как считает Дмитрий Дичковский, генеральный директор СП ЗАО "Милавица", серьезные конкуренты в сфере легкой промышленности могут появиться довольно скоро — в 2014–2015 годах.

— Наверное, самая главная проблема, которая будет связана с развитием ЕЭП и вступлением России в ВТО, — это приход к нам мощных системных игроков, — говорит он. — Уже сегодня в России активно работают Zara, H&M, Incanto, "Дикая Орхидея", Triumph и другие компании. Следующий шаг — и к нему белорусскому легпрому необходимо готовиться уже сегодня — заключается в том, что эти системные игроки будут проводить экспансию в Беларуси.
Как полагает Дмитрий Дичковский, наш 10-милли­онный рынок для них интересен своей компактностью и отсутствием больших проблем с транспортом и логистикой — организовать здесь торговую сеть для этих мировых компаний не будет составлять никакого труда.

— Крупнейшие торговые сети имеют за своими плечами и производство, и логистику, и маркетинг. Сегодня оборот у холдинга Inditex (основной бренд — Zara) — около $19 млрд, ненамного отстают и другие. Если все они здесь появятся, то, конечно, нашему легпрому будет трудно, — считает генеральный директор "Милавицы". — Предприятия, которые живут за счет экспорта, в частности "Милавица", "Белвест", "Марко", "Элема" и некоторые другие, уже сегодня сталкиваются на российском рынке с жесткой конкуренцией: сложно получить место в торговом центре, сложно соответствовать по ценам, сложно представить свой магазин, витрины и товар так, чтобы выгодно отличаться от предложений 10–12 мировых лидеров, которые находятся рядом в этом же торговом центре. Тот, кто работает на экспорт, понимает, что это такое.
 
Получается, что те компании, которые имеют опыт жесткой конкурентной борьбы за рубежом, будут его использовать в Беларуси, когда на рынок выйдут мировые игроки. Ну а остальным придется несладко, и таких, к сожалению, у нас большинство.
 
— Мы сейчас обсуждаем перспективу 2014–2015 годов. Понятно, что предприятие, которое работает на внутриреспубликанский рынок и производственную программу организует сегодня на сегодня, об этом даже не задумывается. У него два пути. Первый — это работа на крупную сеть, которая придет в Беларусь. Скажем, если ты специализируешься на рубашках, то можно продавать их для сети магазинов H&M или Zara. Второй путь — создавать свою дилерскую сеть, свой бренд, свою марку, свои магазины. Но этим надо было заниматься лет 15–20 назад. "Милавица" и другие успешные компании, которые работают за рубежом, начинали это делать на заре 90-х. Сегодня идти по второму пути гораздо сложнее, чем следовать по первому, — считает Дмитрий Дичковский.
 
ВТО стучится в дверь

Интеграционные процессы вызовут изменения не только на внутреннем рынке Беларуси, но и на внешнем. Что ждет наших экспортеров в ближайшие годы — успех или проблемы? Вот тут мнения экспертов расходятся. Например, Николай Стриж, генеральный директор МО ОАО "Луч", видит серьезную угрозу при снижении таможенных пошлин на обувь:
 
— Условия, которые обсуждаются, очень тяжелы для российской и белорусской кожевенно-обувной промышленности. Уровень пошлин планируется от 28 центов до 1,5 евро за пару. Сегодня, допустим, пошлина составляет 10% от стоимости или не ниже 1,8 евро за пару… Поэтому будет непросто наращивать экспорт в Российскую Федерацию. Рынок огромный, но он абсолютно не защищен таможенной пошлиной, и войти туда с нашей себестоимостью уже даже сейчас чрезвычайно сложно.
 
В то же время Дмитрий Дичковский надеется, что ратификация Россией протокола о вступлении в ВТО выравняет пошлины, которые сейчас действуют в Таможенном союзе и не способствуют развитию швейной промышленности:
 
— С 2011 года, когда мы вступили в Таможенный союз, стал применяться Единый таможенный тариф. В результате пошлины на сырье повысились (в среднем с 6 до 12%), а на готовые изделия — снизились (с 20 до 10%). И получилось, что наши конкуренты — Incanto или "Дикая Орхидея" — сегодня прекрасно себя чувствуют, потому что готовые изделия завозят из Вьетнама. Это несправедливо. Не могут пошлины на сырье, которое не производится в Таможенном союзе, быть выше, чем на готовые изделия. В чём смысл тогда производить?
 
Создание Единого экономического пространства — это уникальная возможность, считает Владимир Искорцев, член наблюдательного совета ИООО "Лангхайнрих Конфекцион Бел". Главное, правильно ею воспользоваться. Для этого надо производить продукцию лучше и дешевле, чем у конкурентов. Но здесь у предприятий легпрома могут возникнуть проблемы, особенно у государственных.
 
— Беда в том, что наши компании никогда не сталкивались с вопросом, какую продукцию выпускать, потому что команда всегда поступала сверху: сделать вот это и в таких объемах, — говорит Владимир Искорцев. — Отсюда и наше ценообразование. Предприятия высчитывают цену по-старому: цена должна покрывать затраты. Хотя во всем мире считают по-другому: затраты — это личная проблема директора или хозяина, а цена должна быть такой, чтобы продать товар. Поэтому, если белорусские предприятия будут по-прежнему ориентированы на объём и только потом будут думать, куда это все продать, мы никогда не решим проблемы легкой промышленности.
 
Таким образом, как считает Владимир Искорцев, опыта работы в реальной конкурентной среде у наших госпредприятий нет. Поэтому единственный шанс не прозевать перспективы ЕЭП — перенимать зарубежный опыт, в том числе через кооперацию с иностранными фирмами. Что же делать тем, кто не успеет перестроиться на новый лад? Видимо, либо сворачивать производство и закрываться, либо искать партнеров в лице системных игроков. Вот только будут ли нужны кому-нибудь такие предприятия?
 
— Продать можно только ту компанию, у которой есть перспектива развития, — уверен Дмитрий Дичковский. — В легкой промышленности имеет смысл покупать предприятие, если у него есть какой-то устойчивый рынок сбыта или интересная торговая марка. Если у компании всего этого нет, то ее и не продашь. Зачем она кому-то нужна?
 
Китай для нас больше не конкурент?
Президент ОАО "Рослегпром" Александр Круглик высказал мнение, что вступление России в ВТО может принести как отрицательные моменты, так и положительные:

— Настроения самые разные — от панических прогнозов, мол, все погибнет и мы останемся ни с чем, до оптимистичных — может быть, чиновники начнут бороться с контрабандным товаром из Китая. Мы не против импорта, мы — за нормальную конкуренцию. Но конкурировать с китайским демпингом невозможно!

Однако белорусские эксперты не разделяют тревоги российского коллеги.

— Китайские товары — это скорее мнимая опасность. Да, 10 лет назад это было серьезно, но не сейчас. Во-первых, это уже не тот массовый ширпотреб, который поступал раньше. Это не тот вал по 1 доллару за штуку или по 3 доллара за 10 пар — сейчас другое качество и другая цена. Во-вто­рых, уже пару лет в Китае зарплата швеи составляет 400–450 дол­ларов. В-третьих, в Юго-Вос­точной Азии сумасшедшие темпы развития внутреннего рынка — внутренний спрос, подкрепляемый постоянным ростом экономики и доходов населения, приводит к тому, что китайское производство сегодня вот-вот перестанет удовлетворять потребности внутреннего рынка, — говорит Дмитрий Дичковский.
 
Кстати, он же уверен, что наиболее реальная перспектива для белорусского экспорта — это не Западная Европа и США, а страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки. Ведь проникнуть на рынок ЕС и потеснить системных игроков — практически нереально. Да и есть ли смысл?
 
— Еще пять лет назад я считал, что нам надо идти в ЕС, — признается Дмитрий Дичковский. — А сегодня абсолютно уверен, что там делать нечего, надо идти в Юго-Восточную Азию, Турцию, Иран и другие страны. Там — будущее, там — бизнес, там — растущие доходы населения.
 
Гендиректор "Милавицы" обращает внимание на то, что сейчас кардинально меняется структура стран, которые формируют мировой ВВП. И та часть мира, которая всегда являлась лидирующей (Западная Европа и США), сегодня скорее, проблемная зона. А в других регионах, где бурно растет экономика и прибывает население, наоборот, открываются хорошие перспективы. Например, в этих странах есть фактор, который отсутствует в развитых экономиках: стимул первой покупки. Когда люди покупают, скажем, мобильный телефон, то делают это первый раз в жизни. А европеец или американец, как правило, покупает очередной телефон. Это совершенно другой энтузиазм.
 
Мы зависли между Европой и Азией?
— В чём наша проблема? В том, что мы попали в определенную нишу, — говорит Николай Стриж. — Массовый товар в огромном количестве предлагает Китай: например, на Юго-Восточную Азию приходится половина мирового производства обуви. Это связано с тем, что структура их себестоимости намного ниже, чем нашей. И она будет всегда ниже, хотя бы потому, что наша климатическая зона требует особых условий для организации производства (в себестоимости всегда будут присутствовать толстые кирпичные или панельные стены, отопление, рабочая сила и т.д.). Поэтому нам сложно работать в этом низком ценовом сегменте. С другой стороны, у нас Европа с креативными технологиями и дизайном. Нам же очень трудно создать за короткое время бренды наподобие Gucci и Baldinini, потому что это предприятия с историей. И получается, что мы ни там и ни там...

Что в таком случае делать? Генеральный директор ОАО "Луч" полагает, что надо следовать за изменением вкусов и предпочтений покупателей, за их возможностями, а также создавать свои бренды, которые со временем станут узнаваемыми. Потому что по качеству белорусы вроде бы уже научились соответствовать лучшим мировым стандартам, осталось только научиться правильно свой продукт преподносить и продавать.

— Чтобы успешно конкурировать, нам нужно делать продукцию дешевле, чем у конкурентов, — рассуждает Владимир Искорцев. — Для этого квалификации и оборудования хватает. Но сегодня мало что-то сделать — нужно уметь продавать. Затраты на реализацию, освоение рынков часто многократно превосходят расходы на производство. Поэтому надо изучать рынок (внутренний и внешний) и соответствовать ему. Но для этого должна быть конкретная задача — как в анекдоте про петуха: не просто согреться, а догнать курицу.
 

Последний номер журнала "Бизнес-ревю" можно скачать здесь

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY представляет очередную публикацию из цикла "Бизнес в Беларуси: угрозы-2012", подготовленного редакцией журнала "Бизнес-ревю".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика