Иностранным инвесторам работать в Беларуси должно стать комфортнее. Так считают разработчики проекта закона «Об инвестициях», который Палата представителей приняла в первом чтении 27 июня. В Министерстве экономики этот документ назвали прогрессивным и способным улучшить инвестклимат. Независимые же эксперты оптимизм правительства не разделяют.
На этот год правительство избрало щадящий ритм привлечения иностранных инвестиций на чистой основе и установило минимальную планку на уровне 3,7 млрд. долларов (в 2011-м — 6,5 млрд. долларов). Из них 2,5 млрд. долларов предполагается привлечь путем приватизации госсобственности.
Приватизационную часть плана власти успешно проваливают. Продажа активов идет ни шатко, ни валко, а если по существу, то никак. И эксперты пока не видят, кто или что может расшевелить этот вялотекущий процесс.
«Если не случится нечто экстраординарное, что заставит белорусское правительство срочно искать деньги, крупных приватизационных сделок в этом году не будет», — полагает заместитель директора департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Олег Андреев.
С выполнением второй части плана — привлечь 1,2 млрд. долларов без учета приватизации — дела идут куда лучше. По данным Белстата, за январь-май в Беларусь было привлечено прямых иностранных инвестиций на чистой основе 605,7 млн. долларов, или около 50% от годового задания.
В реальный сектор экономики (кроме банков) привлечено 497,7 млн. долларов (в январе-мае 2011 года — 639,8 млн.). Из них стоимость пакетов проданных акций, принадлежащих государству, составила 1,8 млн. долларов. ПИИ в банковский сектор за январь-май составили 76,5 млн. долларов (в январе-мае 2011 года — 103,2 млн.). Через продажу физическими лицами — резидентами Беларуси объектов недвижимости нерезидентам Беларуси привлечено 31,5 млн. долларов.
Но даже если правительство каким-то чудом сумеет выполнить план и привлечь 3,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, потребность в зарубежных финансовых вливаниях эта сумма не закроет. Об этом еще в конце января заявлял премьер-министр Михаил Мясникович.
«Для обновления, инноваций нужны средства, нужен капитал, которого внутри страны недостаточно. Ликвидность наших коммерческих банков невысокая. Ресурсы хозяйствующих субъектов и банковской системы для финансирования и кредитования экономики в текущем году оцениваются около 5 млрд. долларов. Хотя для развития нам надо иметь порядка 15 млрд. долларов», — отмечал глава белорусского правительства.
Поэтому из года в год правительство в поте лица работает над улучшением инвестиционного климата в надежде, что если на сразу, то постепенно иностранный капитал закроет потребность реального сектора в деньгах. Очередным ходом властей по привлечению инвестиционных потоков в Беларусь стал законопроект «Об инвестициях».
Правительство не скрывает своего удовлетворения содержанием документа. По мнению заместителя министра экономики Анатолия Филонова, законопроект достаточно прогрессивный и должен значительно улучшить инвестиционный климат.
«Он наиболее полно отражает пожелания инвесторов по защите инвестиций, предоставлению гарантий по использованию прибыли, а также по защите от вмешательства в частные дела инвестора», — завил Филонов.
В частности, законопроект дает право иностранным инвесторам на беспрепятственный перевод за пределы Беларуси прибыли в любой валюте и иных поступлений, полученных от осуществления инвестиций в страну. Также внесены изменения в бухгалтерский учет в части его приведения к международным нормам, обеспечена прозрачность инвестиций.
По словам члена комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Алексея Кузьмича, это сделано для того, чтобы «инвестору были ясны все законопроектные акты, чтобы закон или законопроект не трактовался разными инстанциями по-разному». Депутат уточнил, что в настоящее время многие зарубежные инвесторы опасаются двойного толкования в правоприменительной практике.
Прогрессивным новшеством, которое вводится законом «Об инвестициях», власти считают отмену дискриминационной нормы в отношении размера уставного фонда. Как пояснил Анатолий Филонов, до сих пор от инвесторов требовалось сформировать уставный фонд в размере не менее 20 тысяч долларов. «Сегодня эти ограничения сняты», — заявил замминистра экономики.
Однако принятие этой нормы вряд ли облегчит жизнь инвесторам, считает директор портала Investar.by Андрей Жаринов. По его словам, на местах с инвесторами работают по своим правила, которые идут вразрез с законами, принимаемыми парламентом.
«У многих руководителей на местах свои взгляды на то, как работать с инвесторами. Реальный пример, как мы пытались заключить инвестдоговор в Рогачеве. Нам дали понять, что серьезность своих намерений инвестор должен подтвердить внесением в уставный фонд не менее 200 тысяч долларов. То есть в 10 раз больше, чем того требовало действующее законодательство. Таким образом власти хотели убедиться в состоятельности инвестора. И никто не обращал никакого внимания, есть ограничения на размеры уставного фонда или нет», — отметил эксперт.
Показательно, что власти на местах не только навязывают бизнесу размеры уставных фондов, но и общий объем предполагаемых инвестиций. В частности, руководство Гомельской области, по словам Андрея Жаринова, заранее предупредило, что инвестпроект в сумме меньше 1 млн. долларов не будет даже рассматриваться. «Хотя ограничений на суммы инвестирования нет», — обращает внимание эксперт.
Больше пользы иностранным инвесторам, по мнению эксперта, принесет норма законопроекта, дающая право инвестору обратиться за судебной защитой в третью страну. «Нормы судебного права, действующие в Беларуси, вызывают опасения у инвесторов. А это является понижающим коэффициентом к любому проекту. В то же время право рассматривать дела в своих судах повышает доверие к проекту», — отмечает руководитель Investar.by.
Правда, следует отметить, что позитивные изменения в инвестиционном законодательстве Беларуси имеют шанс быть незамеченными за рубежом, так как в Европе разрастается кризис, и многие инвесторы могут избрать тактику выжидания, приостановить на время свою инвестиционную активность. И никакие законодательные пряники для иностранного капитала со стороны Беларуси ничего не изменят.
При этом многие эксперты не исключают, что на фоне стагнации рынки развивающихся стран — высокорисковые, но высокодоходные — могут стать альтернативой для инвестиций устоявшимся рынкам.
«Когда менее рисковый, но стабильный рынок Европы тоже становится рисковым, то зачем инвестору нести сюда деньги, где доходность колеблется на уровне 3%, когда он может прийти в более рисковую Беларусь, где доходность 25%? А раз так, то не исключено, что кризис в Европе может, наоборот, увеличить количество приходящих в Беларусь инвесторов», — предположил Андрей Жаринов.