Комментарий недели. Средний класс в Беларуси - кто это?. 21.by

Комментарий недели. Средний класс в Беларуси - кто это?

09.07.2012 12:58 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Комментарий недели. Средний класс в Беларуси – кто это?

           


Кого из белорусов мы можем отнести к среднему классу? Чем белорусский средний класс отличается от среднего класса западных стран? На эти и другие вопросы читателя tut.by в рамках совместного проекта нашего портала, Исследовательского центра ИПМ и Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) отвечает эксперт BEROC Катерина Борнукова.

Вопрос от Валентина Высочина. Вопрос: что такое средний класс? какие основные характеристики среднего класса в Беларуси (уровень дохода, численность)? как уровень дохода среднего класса в Беларуси соотносится с уровнями дохода среднего класса в странах Западной Европы и США, если учитывать паритет покупательской способности?

Начнем с того, что четкого определения среднего класса не существует. Однако есть ряд характеристик, по которым тот или иной слой общества относят к этой категории.

Классическая традиция определяет средний класс как тех, кто в социальной иерархии находится посередине между рабочим классом и классом капиталистов. Другими словами, представителям среднего класса приходится работать, а не жить на доходы с капитала, как это делают капиталисты, но при этом они не вынуждены зарабатывать себе на жизнь физическим трудом, как рабочие.

Сегодня к среднему классу обычно относят низший менеджмент, а также людей, которые работают на нерабочих специальностях или являются высококвалифицированными рабочими. Считается также, что представитель среднего класса должен иметь высшее или среднее специальное образование.

Конечно, существуют и определенные стереотипы, связанные со средним классом. Классический образ относящейся к нему американской семьи – это домик в пригороде, минимум две машины и накопительный счет для оплаты обучения детей в колледже. Однако это, во-первых, не более чем образ, а во-вторых, для среднего класса других стран он не подходит. Ведь очень многое зависит от общей ситуации в стране. Совершенно объективным является тот факт, что в развивающихся странах внешние признаки среднего класса будут не такими, как в США. К примеру, если взять белорусскую семью с домом в пригороде, двумя машинами и накопительным счетом, то вряд ли это будут типичные представители среднего класса.

Как же определить белорусский средний класс?

Очень важной характеристикой среднего класса считается то, что его представители не живут от зарплаты к зарплате. То есть заработков семьи хватает не только на первоочередные нужды - еду, одежду и оплату квартиры, - но и на сбережения, а также на расходы на отдых, образование и т.д.

Именно этот критерий – наличие свободного дохода – и делает средний класс двигателем социального прогресса. Ведь именно он позволяет перейти к удовлетворению новых потребностей, таких, например, как образование, саморазвитие, вложение собственных сил и средств в общественно важные проекты.

Формальным критерием среднего класса является наличие свободного дохода в размере как минимум одной трети всего дохода семьи. Если проанализировать данные проводимого Белстатом Выборочного обследования домохозяйств, можно подсчитать, что к этой категории относится 53% белорусских семей, в которых проживает около 57% населения. В 2011 году семья, принадлежащая к среднему классу, тратила 3 млн 170 тыс. белорусских рублей в месяц. Если пересчитать эту сумму не по действовавшему в прошлом году курсу доллара, а по паритету покупательной способности (он показывает, какие товары и услуги можно приобрести в определенной стране за определенную сумму денег), то получится 1630 долларов. Другими словами, тот объем товаров и услуг, который в Беларуси в прошлом году можно было купить за 3 млн 170 тысяч рублей, в США из-за разницы цен обошелся бы в 1630 долларов.

53,36% из белорусских семей среднего класса имеют персональные компьютеры, 47,5% - автомобили. Обычно семьи среднего класса живут в двухкомнатных (35%) или трехкомнатных (36%) квартирах, а также в частных домах (31%). В 38,3% семей среднего класса есть хотя бы один человек с высшим образованием; еще в 46% - со средним специальным или профессионально-техническим образованием.

Сравнить доходы среднего класса в США и в Беларуси технически довольно сложно, однако мы можем сравнить медианный доход белорусской и американской семей. Медианный доход – это доход семьи, которая богаче 50% семей, и беднее других 50% семей. То есть если бы семьи выстроили в ряд в зависимости от их доходов, медианная семья была бы ровно посередине. Медианный доход считается более верным индикатором жизни большинства, чем средний, поскольку он менее чувствителен к изменениям среди самых богатых и самых бедных. Например, если бы в Беларусь внезапно переехал самый богатый человек в мире, средний доход резко вырос бы, а вот медианный доход не изменился бы существенно.

Итак, в 2011 году медианный доход белорусской семьи составил 2 265 618 рублей в месяц. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ) по паритету покупательной способности 1946 белорусских рублей в этот период были эквивалентны 1 доллару США. Исходя из этого, медианный доход белорусской семьи составил 13 970 долларов в год. Это примерно 28% от медианного дохода американской семьи, который по разным оценкам составлял около 50 000 долларов в год. Впрочем, оптимизма нам может придавать тот факт, что в США за последние десятилетия реальный медианный доход практически не менялся, а вот в Беларуси он существенно вырос.

Экономисты ждут ваших каверзных вопросов!

Комментарий недели. Стабильно ли улучшение ситуации во внешней торговле>>>

Комментарий недели. Почему белорусские товары не дешевле европейских>>>

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Очень важной характеристикой среднего класса считается то, что его представители не живут от зарплаты к зарплате. То есть заработков семьи хватает не только на...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика