Кто в Беларуси дает взятки и предлагает откаты?. 21.by

Кто в Беларуси дает взятки и предлагает откаты?

09.07.2012 12:58 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кто в Беларуси дает взятки и предлагает откаты?

           


Фото с сайта sibnovosti.ru
Фото с сайта sibnovosti.ru
Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в Беларуси, согласно официальной статистике, снижается. С другой стороны, на скамье подсудимых регулярно появляются высокие должностные лица, уличенные во взяточничестве или в иных коррупционных действиях. Почему гидру коррупции все никак не удается победить? Кто дает взятки и предлагает откаты в сегодняшней Беларуси? Понять корни белорусской коррупции позволяет свежее исследование, подготовленное на основе опроса 400 представителей малого и среднего бизнеса.

Гидра, с которой не удается справиться

В январе-мае 2012 года в Беларуси зарегистрировано 1011 преступлений коррупционной направленности, что на 26,1% меньше, чем в январе-мае 2011 года. Однако свидетельствует ли это о том, что коррупционных преступлений на самом деле совершается меньше?

Если проследить динамику за последние 8 лет, то можно обратить внимание, что количество зарегистрированных коррупционных преступлений в Беларуси год от года резко менялось (в сторону увеличения и уменьшения). Поэтому корректнее говорить о том, что количество выявленных коррупционных преступлений отражает, скорее, результативность деятельности правоохранительных органов, нежели коррупционную обстановку в стране.

Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в 2004-2012 гг.



Объективнее коррупционную обстановку в Беларуси отражают специальные исследования, посвященные этой теме. Эксперты Исследовательского центра ИПМ уже на протяжении 12 лет изучают состояние коррупции в Беларуси. На основе социологического опроса предприятий специалисты центра оценивают, насколько успешно стране удается справляться с этим явлением.

В июльском исследовании, которое подготовил Исследовательский центр ИПМ, приводятся данные социологического опроса, проведенного весной 2012 года Лабораторией аксиометрических исследований НОВАК. Участниками опроса выступали 400 представителей малого и среднего бизнеса.

Более половины представителей белорусских малых и средних предприятий придерживаются мнения, что меры, предпринятые на государственном уровне по улучшению ситуации с коррупцией в стране, не привели в 2011 году к значительным изменениям. Почти 60% респондентов заявили, что ситуация в 2011 году не изменилась, что практически соответствует результатам 2010 года.

"Бизнес говорит о том, что в прошлом году ситуация в стране с коррупцией практически не изменилась", - констатирует экономист Исследовательского центра ИМП Андрей Скриба.

Более того, если в 2010 году ухудшение коррупционной ситуации в стране констатировали всего 9,6% опрошенных, то в 2011 году этот показатель вырос уже до 14,8%. Одновременно с этим несколько уменьшилось и количество тех, кто свидетельствовал об улучшении ситуации - с 29,7% в 2010 году до 25,5% в 2011-м.

По мнению экспертов, коррупционная обстановка в стране не меняется в лучшую сторону по той причине, что необходимые шаги в сторону либерализации экономики не предпринимаются.

"Действие контролирующих органов направлено на суровое наказание выявленных коррупционеров. Одновременно с этим принимаются административные меры устрашающего характера, призванные предотвратить коррупционные преступления. Однако перечисленные шаги не устраняют первопричины, из-за которых, собственно, коррупционные действия и происходят", - говорит Андрей Скриба.

Причины коррупции, полагает Скриба, могут быть весьма специфичными и поэтому необходимо изучать отраслевые особенности коррупционных явлений. Эксперт обращает внимание, что коррупция возникает зачастую потому, что иного решения вопроса люди не видят.

"Необходимо выявление причины появления фактов коррупции в той или иной сфере и последующая либерализация и дебюрократизация соответствующих процедур. Дают ведь взятки не потому, что хотят дать, а потому, что иного пути решения вопроса не видят", - подчеркивает Скриба.

В общем, пока не исчезнут условия для возникновения взяток (откатов), с этой гидрой, как любит называть коррупцию белорусский президент, вряд ли удастся справиться.

Особенности национальной коррупции

Результаты опроса бизнеса показывают, что в наибольшей степени случаи коррупции распространены в таких сферах, как "пожарный надзор" и "санитарный надзор". Далее следуют "получение разрешений на земельные участки" и "получение разрешений в местных органах власти".

Еще один момент, на который стоило бы государству обратить внимание, - факторы, способствующие возникновению коррупции. По мнению экспертов Исследовательского центра ИПМ, одним из важных факторов возникновения коррупции являются неравные условия деятельности для субъектов хозяйствования. Оценивая изменения в 2011-м, представители малого и среднего бизнеса чаще указывали на существование неравных условия хозяйствования в большинстве сфер, чем ранее.

Так, в отношении "арендных ставок", удельный вес респондентов, отметивших неравные условия хозяйствования, вырос за год на 11,5 процентного пункта (с 27,8% в 2010 году до 49,3% в 2011-м), в отношении "цен на сырье" - более чем на 10 процентных пунктов (с 17,2% до 27,8%), "условий получения разрешений и лицензий" - почти на 10 процентных пунктов (с 20,9% до 30,8%).

Неравенство условий хозяйствования белорусские компании ощущают многие годы, однако прошлогодний кризис, когда доступ к валюте на бирже предоставлялся избранным, а арендаторы на фоне множественности курсов устанавливали разную арендную плату, усугубил существовавшее неравенство.

Еще один очень важный аспект, который позволяет пролить свет на причины возникновения взяток и откатов, - "авторство" коррупционных преступлений. Впервые в этом году во время социологического опроса у представителей малого и среднего бизнеса интересовались, кто же все-таки является инициатором коррупционных действий.

Более половины опрошенных представителей белорусских предприятий видят инициаторами коррупционных действий представителей органов власти. О том, что такая инициатива исходит от представителей бизнеса, заявили лишь 18,2%.

Кто, по вашему мнению, чаще всего выступает инициатором коррупционных действий?*


*Результаты опроса предприятий малого и среднего бизнеса

Впрочем, говорит Андрей Скриба, существует вот какая закономерность.

"Чем больше предприятие, тем чаще инициатива в данном вопросе принадлежит представителям бизнеса. Так, если в небольших предприятиях коррупционные действия исходят, по мнению респондентов, в 12,8% случаев от представителей бизнеса и в 56% случаев от представителей органов власти, то в компаниях с численностью персонала свыше 200 человек эти показатели составляют уже 36,5% и 42,3% соответственно", - констатирует Скриба.

Эксперт объясняет эту закономерность тем обстоятельством, что у малых предприятий, как правило, основная задача - создание и сохранение условий, которые позволяют им вести свой небольшой бизнес.

"В таких условиях предприятия занимают реактивную позицию: они дают взятки, когда их об этом просят. Поэтому закономерно, что в глазах небольших предприятий основными инициаторами коррупционных действий выступают чиновники", - отмечает Скриба.

В то же время, добавляет он, крупные по белорусским меркам предприятия (с численностью свыше 200 человек) "ставят перед собой зачастую более амбициозные задачи - расширение видов деятельности, увеличение масштаба существующего бизнеса". "Поэтому у крупных компаний больше оснований выступать инициаторами коррупционных действий", - констатирует Андрей Скриба.

Чтобы оснований для совершения коррупционных действий становилось меньше, необходимо, как мы уже отмечали выше, детально изучать отраслевые особенности коррупционных явлений и устранять первопричины.
 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Количество зарегистрированных коррупционных преступлений в Беларуси, согласно официальной статистике, снижается. С другой стороны, на скамье подсудимых...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика