Эксперты Всемирного банка подготовили фундаментальное исследование, в рамках которого была проанализирована эффективность существующей в Беларуси экономической модели. Авторы исследования пришли к выводу, что из-за отсутствия реформ экономический рост в Беларуси оказался под угрозой. Чтобы устранить эту угрозу, эксперты Всемирного банка рекомендуют провести реформы и пересмотреть основы белорусской социально-экономической модели.
Позиция экспертов Всемирного банка представлена в новом страновом меморандуме для Беларуси. Интернет-газете Naviny.by удалось одной из первых ознакомиться с текстом этого документа.
Модель роста под угрозой
Один из главных тезисов, который присутствует в меморандуме, состоит в том, что без реформ возможности для экономического роста Беларуси очень ограничены. «Модель роста под угрозой», — подчеркивают эксперты Всемирного банка.
В последнее десятилетие, говорится в меморандуме, темпы экономического роста в Беларуси были достаточно высокими и составляли в среднем около 8% в год. Благодаря этому стране удалось существенно снизить уровень бедности — с 47% в 1999 году до 5% в 2010 году.
Проблема заключается в том, что экономический рост в последнее десятилетие обеспечивался в Беларуси, главным образом, за счет факторов, которые не свидетельствовали о повышении конкурентоспособности национальной экономики. Одной из главных причин экономического роста в Беларуси являлись дешевые энергоносители.
«На протяжении всего периода 2001-2010 годов экономическая модель опиралась на поставки энергоносителей из России по заниженным ценам, причем среднегодовой размер условно начисленной субсидии превышал 13 процентов ВВП», — говорится в страновом меморандуме. Выходит, что объемы российских субсидий, предоставленные белорусской экономике, были примерно в 1,5 раза выше достигнутых среднегодовых темпов экономического роста в Беларуси (8%).
В 2001-2005 гг., напоминают эксперты Всемирного банка, «движущей силой» экономического роста в Беларуси «были внешние факторы»: поставки энергоносителей из России по заниженным ценам, высокие темпы экономического роста в странах — основных торговых партнерах Беларуси, рост цен на экспортируемые товары.
После 2005 года «превалирующим фактором экономического роста» в Беларуси «стало увеличение внутреннего спроса», говорится в страновом меморандуме.
«Начиная с середины 2000-х годов экономический рост в Беларуси в меньшей степени обеспечивался за счет роста экспорта, поскольку республика не сумела диверсифицировать свою экспортную продукцию и рынки, чтобы найти другие источники дохода и преодолеть зависимость экономики от поставок энергоносителей по заниженным ценам. Для сохранения экономической модели приходилось стимулировать внутренний спрос», — констатируют эксперты Всемирного банка.
Стимулирование внутреннего спроса достигалось за счет увеличения доходов населения, а также в значительной степени — за счет накачивания экономики дешевыми (эмиссионными) кредитами. По оценкам Всемирного банка, свыше 60% всех банковских кредитов, выданных в Беларуси к концу 2010 года, были связаны с кредитованием в рамках государственных программ.
Благодаря стимулированию внутреннего спроса Беларуси удалось добиться сравнительно высоких темпов экономического роста ВВП в 2006-2010 гг., но цена этого «достижения» оказалась слишком высокой. Из-за эмиссионного кредитования госпрограмм и неадекватного повышения зарплат отрицательное сальдо счета текущих операций в платежном балансе росло как на дрожжах.
Сальдо счета текущих операций и рост ВВП в 2003-2011 гг.
Источник: Белстат, Национальный банк, оценки Всемирного банка
«Хотя экономика сумела обеспечить высокие темпы роста, это было связано с источниками серьезной внешней уязвимости и за последние три года привело к двум кризисам: первый из них являлся непосредственным результатом мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, а второй («вызванный собственной политикой» макроэкономический кризис 2011 года) был прямым результатом мягкой макроэкономической политики, проводимой в 2010-2011 годах» — говорится в страновом меморандуме.
Добиваясь высоких темпов экономического роста любой ценой, белорусские власти не заботились о повышении конкурентоспособности национальной экономики, необходимые реформы не проводились.
В последние годы, отмечают эксперты Всемирного банка, стали очевидны негативные последствия отсрочки структурных реформ, которые проявились в виде замедления роста производительности, неэффективного распределения ресурсов, расширения разрыва между ростом реальной заработной платы и ростом производительности труда, снижения конкурентоспособности.
Новая стратегия и старая модель
Экономисты Всемирного банка приходят к выводу, что экономический рост в Беларуси в будущем взаимоувязан с «глубокими структурными реформами», которые де-факто подразумевают пересмотр существующей в Беларуси экономической модели.
Необходимо, полагают эксперты, «формирование более эффективной структуры экономики», что позволит «восстановить и поддерживать экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе».
Отличительные черты белорусской экономики, говорится в страновом меморандуме, сегодня заключаются в следующем: малая роль частного сектора в экономике, низкий вклад сектора услуг в экономический рост, усиление концентрации энергоемкого экспорта и рынков.
В этой связи экономисты Всемирного банка предлагают Беларуси провести ряд реформ, которые позволили бы сделать белорусскую экономику более эффективной, в том числе — увеличить долю частного сектора, обеспечить рост сектора услуг, диверсифицировать экспорт и рынки сбыта.
«Беларусь нуждается в новой стратегии роста, которая поможет стране изменить направление тенденций, состоящих в снижении производительности и ослаблении конкурентоспособности», — говорится в страновом меморандуме.
Чтобы новая стратегия была успешной, полагают эксперты Всемирного банка, Беларуси необходимо принять конкретные шаги по улучшению делового климата, созданию условий для конкурентной и прозрачной приватизации. Плюс к этому белорусскому правительству рекомендовано развивать сектор услуг, в том числе путем освобождения госпредприятий от непрофильной деятельности. Одновременно с этим Всемирный банк предлагает белорусским властям делать конкретные шаги с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Одна из важнейших рекомендаций Всемирного банка, адресованная белорусским властям, состоит в необходимости перераспределения потоков финансовых и трудовых ресурсов. По мнению экспертов банка, ранее эти ресурсы распределялись в Беларуси неэффективно: кредитные ресурсы направлялись в менее производительные сектора экономики, на госпредприятиях наблюдалась избыточная занятость.
«Хотя политика правительства в отношении рынка труда обеспечивала сохранение практически полной занятости, она привела к высокой степени неэффективному распределению трудовых ресурсов», — полагают эксперты Всемирного банка.
В этой связи они рекомендуют белорусским властям перераспределить финансовые и трудовые ресурсы в пользу более производительных секторов экономики.
Следует отметить, что такого рода рекомендации, подразумевающие структурные реформы, давались белорусским властям и ранее, однако экономическая модель в Беларуси пока так и не претерпела существенных изменений. Почему?
Можно предположить, что белорусские власти опасаются роста социальной напряженности в результате реализации реформ. Приходится также констатировать, что официальный Минск не является убежденным сторонником развития частного сектора экономики.
Заместитель директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая полагает, что реформы в Беларуси уже давно бы начались, однако постоянно появляются источники, которые позволяют финансировать старую модель экономики.
«За счет льготных цен на энергоносители у Беларуси регулярно появляется возможность поддерживать и финансировать старую модель. Опасность состоит в том, что когда источники поддержания существующей модели исчезнут, реформы могут быть очень болезненными», — говорит Ирина Точицкая.
Поэтому, полагает эксперт, было бы разумнее проводить реформы сейчас, когда страна получает по льготным ценам энергоносители и существует возможность проводить реформы в благоприятных условиях
По мнению Ирины Точицкой, в правительстве понимают необходимость проведения реформ.
«Нет ощущения, что правительство не понимает необходимость реформ. Понимание как раз присутствует», — констатирует Точицкая. Однако, добавляет эксперт, чтобы проводить реформы одного понимания недостаточно, должна присутствовать и политическая воля.