Всемирный банк: В Беларуси работают те немногие инвесторы, кто знаком со страной и имеет связи с властями. 21.by

Всемирный банк: В Беларуси работают те немногие инвесторы, кто знаком со страной и имеет связи с властями

10.07.2012 15:18 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Всемирный банк: В Беларуси работают те немногие инвесторы, которые знакомы со страной и имеют связи с властями

           


Результаты приватизации в Беларуси вызывают разочарование у экспертов Всемирного банка. Об этом говорится в "Страновом экономическом меморандуме для Республики Беларусь", подготовленном экспертами Всемирного банка (ВБ).

Эксперты ВБ сетуют на то, что в Беларуси "существуют очень сильные стимулы не проводить приватизацию. Все основные заинтересованные стороны предпочитают избегать приватизации, даже если это предусмотрено утвержденными на высоком уровне нормативными актами и решениями".

"Государственные бюрократы не хотят утратить контроль над предприятиями, поскольку госпредприятия по-прежнему воспринимаются в качестве важных поставщиков государственных благ, т.е. занятости и субсидируемых потребительских товаров, а также позволяют бюрократии контролировать важный источник ренты. Работникам не импонирует идея приватизации, поскольку они справедливо ожидают, что новые собственники проведут рационализацию численности работников и избавятся от непрофильных активов и видов деятельности. Директора госпредприятий противятся приватизации, поскольку боятся, что новый собственник захочет заменить их новым руководством. В результате этого власти сталкиваются с упреждающим лоббированием интересов, которое состоит в том, чтобы сразу исключить предприятия из перечня приватизируемых объектов или, если это невозможно, установить условия для приватизации (стартовая цена, численность работников, обязательные инвестиции), что делает предприятия непривлекательными для инвесторов", говорится в отчете ВБ.

Во-вторых, процесс приватизации и инвестиций в приватизированные предприятия является сложным и длительным. "Хотя Государственный комитет по имуществу является основным государственным органом, отвечающим за приватизацию, в данном процессе большую роль по-прежнему играют местные и центральные органы управления, промышленные ассоциации и отраслевые министерства. В конечном итоге каждая сделка утверждается президентом. Для потенциального инвестора остается неясно, кто является основным партнером в случае любой конкретной сделки", - отмечают эксперты.

В-третьих, "информация о предлагаемых на продажу активах является неполной, доступ к ней затруднен, ее надежность ограничена, причем не в последнюю очередь в связи с несоответствием финансовой отчетности Международным стандартам финансовой отчетности". "Оценка предлагаемых на продажу активов является ненадежной в связи с тем, что проводящие оценку эксперты, которые являются сотрудниками белорусского государственного Института недвижимости и оценки, испытывают давление с тем, чтобы сделать свою оценку близкой или превышающей балансовую стоимость активов. Балансовая стоимость госпредприятий обычно представляет собой завышенную оценку рыночной стоимости компании. До сих пор практика приватизации неизменно вела к сокращению круга потенциальных инвесторов", говорится в отчете ВБ.

Эксперты полагают, что "в результате этого в Беларуси работают те немногие инвесторы, которые лучше знакомы со страной и имеют связи с властями". Сохранение же политизации приватизации и условия "срочных" продаж не позволят приватизации стать инструментом повышения производительности и конкурентоспособности приватизированных предприятий.

Эксперты Всемирного банка полагают, что "приватизация в Беларуси может стать важным элементом формирования динамичного частного сектора", а также "использоваться в качестве стратегического инструмента привлечения прямых иностранных инвесторов и сигнала для инвесторов". Разгосударствление предприятий должно быть нацелено на привлечение инвесторов, "которые привносят передовые технологии и современные методы управления", и осуществляться на прозрачной и конкурентной основе. Эксперты ВБ предлагают, что "неосновные сектора, такие как сельское хозяйство, пищевая, фармацевтическая и легкая промышленность, подходят для начала конкурентной и прозрачной приватизации". Основные ("головные") предприятия машиностроения также могут быть проданы стратегическим инвесторам параллельно с продажей или реструктуризацией предприятий, являющихся их поставщиками промежуточных товаров. При этом "новых собственников (инвесторов) следует освободить от поддержания рекомендуемых уровней занятости или дальнейшего выполнения любых социальных функций через приватизированные госпредприятия". "Национальное агентство по инвестиция и приватизации (НАИП) следует сделать основным механизмом приватизации и обеспечения прозрачности процесса", - полагают во Всемирном банке и надеются, что их совместный с НАИП пилотный проект по приватизации окажется успешным и откроет новые возможности для расширения структурных реформ в Беларуси.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эксперты ВБ сетуют на то, что в Беларуси "существуют очень сильные стимулы не проводить приватизацию. Все основные заинтересованные стороны предпочитают избегать...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика