Последствия нарушения процедуры проведения подрядных торгов в строительстве. 21.by

Последствия нарушения процедуры проведения подрядных торгов в строительстве

20.08.2012 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Заключенный на торгах договор на строительство, как гражданско-правовая сделка, может быть признан судом ничтожным независимо от признания недействительными проведенных торгов.

В  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 (в ред. от 06.03.2012) «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство (далее – строительство объектов).

Договоры финансируются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь:

  • под гарантии Правительства Республики Беларусь при стоимости строительства объектов 3000 базовых величин и более;
  • за счет иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, при стоимости строительства объектов 50000 базовых величин и более.

Исключение составляют договоры подряда:

  • на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);
  • на строительство жилых домов;
  • на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;
  • на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

А также договоры субподряда, заключаемые генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг).

Порядок проведения подрядных торгов в строительстве регламентирован Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 (ред. от 01.03.2012). Указанный документ содержит четкие инструкции относительно процедуры проведения торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может влечь два вида ответственности: административную и гражданско-правовую.

Административная ответственность наступает по статье 21.17 КоАП Республики Беларусь. Согласно ей установлено три вида ответственности за нарушения порядка проведения подрядных торгов в строительстве:

1. Непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем подрядных торгов в соответствии с законодательными актами при заключении договоров на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь от 3000 до 50000 базовых величин влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 500 базовых величин.

2. Те же деяния при стоимости строительства объектов от 50000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в части 1 статьи 21.17 КоАП Республики Беларусь, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – от 500 до 1000 базовых величин.

3. Финансирование должностным лицом строительства объектов, в том числе их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Не следует забывать и о возможности привлечения к административной ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении государственных закупок подрядных работ, а также необходимых для их осуществления услуг и товаров на основании части 4 статьи 11.16 КоАП Республики Беларусь, если закупаемые работы не подпадали под действие Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 (в ред. от 06.03.2012) «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь», а регулировались Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 (ред. от 04.06.2012) «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – Указа), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 № 1987 (ред. от 15.03.2012) «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (вместе с «Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь») (далее – Постановления).

Действие Указа и Постановления распространяется на закупку неурегулированных Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 (в ред. от 06.03.2012) «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» подрядных работ, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд (государственные закупки) в порядке:

  • конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двух­этапными) при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более;
  • процедуры запроса ценовых предложений – от 1000 до 8000 базовых величин;
  • процедуры оформления конкурентного листа – от 50 до 1000 базовых величин;
  • процедуры закупки из одного источника – от 50 базовых величин и более в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с частью 4 статьи 11.16 КоАП Республики Беларусь за нарушение порядка проведения государственных закупок подрядных работ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин за непредусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления.

Необходимо отметить, что при определении вопроса о возможности привлечения к административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц объем допущенных нарушений действующего законодательства о проведении подрядных торгов не имеет значения. Вместе с тем объем нарушений может быть принят во внимание при определении размера ответственности.

Последствием нарушения правил проведения торгов является признание их недействительными хозяйственным судом по иску заинтересованного лица. При этом согласно пункту 18 Примерного положение Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.02.1997 «О комиссиях по проведению подрядных торгов (тендеров) в строительстве», апелляции участников торгов по отношению к решениям тендерной комиссии рассматриваются заказчиком. Руководитель предприятия, организации-заказчика не рассматривает жалобы, относящиеся к выбору победителя торгов, или прекращает их рассмотрение после вступления в действие договора подряда, заключенного по итогам тендера. После этого споры о признании результатов торгов недействительными рассматриваются судебными органами в порядке, установленном действующим законодательством.

Заинтересованным признается лицо, чьи права и законные интересы были нарушены при проведении торгов. В качестве заинтересованного лица может выступать не только непосредственный участник торгов, но также лицо, которому было отказано в участии в торгах.

При рассмотрении иска хозяйственный суд оценивает сведения о наличии у истца обоснованного законного интереса в надлежащем проведении торгов, а также доказательства нарушения его прав либо законных интересов.

Основанием для признания торгов недействительными может служить нарушение правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.

К нарушениям правил проведения торгов согласно постановлению Президиума ВХС Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» могут относиться:

  • нарушение порядка и сроков извещения сторон;
  • проведение торгов ранее назначенных сроков;
  • отсутствие в извещении сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
  • необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);
  • несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
  • признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;
  • продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;
  • выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;
  • иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.

Важно отметить, что при рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют. Указанные обстоятельства выясняются судом в каждом конкретном случае. Четкого перечня нарушений, при которых торги могут быть признаны недействительными, не существует.

Последствием признания торгов недействительными является признание недействительным и договора подряда, заключенного по результатам торгов, так как сделка, несоответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 169 ГК Республики Беларусь).

Нарушение правил проведения торгов не может служить основанием для признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов, если сами торги не признаны судом недействительными. В то же время, заключенный на торгах договор, как гражданско-правовая сделка, может быть признан судом недействительным (установлен факт его ничтожности) по общим основаниям, предусмотренным параграфом 2 главы 9 ГК, независимо от признания недействительными проведенных торгов.

Поскольку в отношении требований о признании недействительными торгов законодательными актами не установлен специальный срок исковой давности, к требованиям о признании торгов недействительными применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 197 ГК Республики Беларусь в три года.

К требованиям о признании недействительными сделок, заключенных на торгах и применении последствий их недействительности, применяются сроки исковой давности, предусмотренные статьей 182 ГК Республики Беларусь. Иск может быть предъявлен в течение десяти лет со дня, когда началось исполнение сделки.

Требования о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора (протокола, имеющего силу договора) являются самостоятельными, содержащими два неимущественных исковых требования, каждое из которых подлежит оплате государственной пошлиной. Всего в размере 20 базовых величин или 2 млн рублей.

В заключение следует отметить, что применение одного вида ответственности не исключает возможность применения другого. Более того, обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения административного дела, могут иметь преюдициальное значение и повторное их доказательство уже не потребуется.

С. Ч. Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения Союза юристов

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Заключенный на торгах договор на строительство, как гражданско-правовая сделка, может быть признан судом ничтожным независимо от признания недействительными...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика