В Беларуси заговорили о приоритете отечественного бизнеса. Александр Лукашенко призвал чиновников не торопиться «все раздать иностранцам», а «посмотреть на своих» инвесторов. Однако говорить об участии белорусского бизнеса в серьезных инвестпроектах сегодня не приходится — у него просто нет таких капиталов, говорят эксперты. Кроме того, в стране по-прежнему процветает государственный протекционизм, с которым в той или иной мере приходится сталкиваться практически всем инвесторам.
Как отметил, общаясь с журналистами 1 сентября, глава государства, привлечение внутренних инвестиций не менее важно, чем приход в страну иностранных инвесторов. К тому же, добавил он, «для того чтобы Беларусь была более привлекательна для иностранных инвесторов, мы уже ничего больше не сделаем».
«Вряд ли что-то нам и надо делать. Мы создали идеальные условия для инвесторов. Сегодня главное уже даже не налоги и так далее. Главное — спокойствие, стабильность в стране, возможность вложить деньги и заниматься бизнесом», — считает Лукашенко.
«То, что инвестируют иностранцы, — это хорошо, — подчеркнул он. — Но не забывайте, что прибыль — не наша. Они инвестировали, использовали нашу землю, ресурсы, особенно трудовые, что-то нам тут заплатили и всю прибыль вывезли».
В то же время, добавил он, в Беларуси сегодня «значительно больше внутренних инвестиций» — за счет динамики роста прибыли предпринимателей, госпредприятий, бюджетных средств.
«Поэтому давайте не будем посыпать голову пеплом и торопиться все раздать иностранцам. Давайте посмотрим на своих, много таких», — призвал Лукашенко.
Еще один приоритет, по его словам, — это россияне. «Порядочные россияне, — добавил глава государства. — Непорядочные просто сюда не пойдут. Они знают мое отношение к этому, политику».
«Но еще раз подчеркиваю: я сторонник того, чтобы наши граждане, которые имеют денежные средства, наши предприятия, государство прежде всего, инвестировало. А потом уже — иностранцы. Когда иностранец приходит, он выбирает изюминки, самое лучшее из этого пирога. Поэтому мы очень аккуратно к этому подходим и особо не переживаем», — заявил Лукашенко.
Комментируя эти заявления, эксперты отмечают: государство вдруг решило сделать ставку на отечественный бизнес, который само же много лет практически уничтожало.
«Нужно ставить вопрос иначе: а есть ли у наших бизнесменов инвестиции, чтобы, образно говоря, спасать страну? Для реализации крупных проектов в Беларуси просто нет инвесторов, в лучшем случае они фабрику парфюмерную могут построить или свечной заводик», — говорит Сергей Балыкин, юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства.
По его словам, крупными средствами сегодня располагают прежде всего аффилированные с государством либо государственные структуры — например, тот же «Беларуськалий».
«Но ни один внутренний инвестор, белорусский бизнесмен не сможет выкупить «Беларуськалий» или вложить туда серьезные средства, необходимые для реализации проектов. Удел белорусского предпринимательства — малый, в лучшем случае средний бизнес», — отметил лидер ассоциации.
По мнению Балыкина, если власти хотят привлечь серьезных инвесторов — национальных, российских или западных — им необходимо создать нормальные цивилизованные правила игры на рынке.
«Гарантировать право собственности, невмешательство государства в работу предприятий, застраховать бизнес от внезапных изменений законодательства и политических рисков, которые в нашей стране велики. Тогда сюда придут нормальные инвесторы, как это было в Польше и Чехии, например», — считает лидер ассоциации.
Правительству не просто есть что делать для привлечения инвесторов, а фактически все нужно создавать с нуля, подчеркнул Балыкин, комментируя высказывание Лукашенко о том, что для инвесторов созданы замечательные условия, которые уже практически невозможно улучшить.
Следует отметить, что власти уже не первый год обещают поддержку частному бизнесу. Взять хотя бы президентскую директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». На этот документ, подписанный в канун 2011 года, возлагались большие надежды.
Около года назад, в октябре 2011 года, на заседании правительства с участием представителей деловых кругов премьер-министр Михаил Мясникович обещал, что в ближайшее время бизнес получит равноправный доступ к новому механизму господдержки.
«Предлагается, что к системе мер госпреференций будут иметь равный доступ субъекты хозяйствования всех форм собственности, победившие в результате конкурсного отбора», — говорил премьер.
Ключевая роль в этом отводится Банку развития, который должен кредитовать не только госпрограммы, но и бизнес в целом, отдавая приоритет предприятиям, ориентированным на импортозамещение.
ОАО «Банк развития Республики Беларусь» был создан указом президента в июне 2011 года, а в июле нынешнего главой его правления назначилиСергея Румаса, бывшего вице-премьера правительства. Это назначение в деловых кругах многие восприняли с энтузиазмом.
«Сергей Румас — очень хороший банковский технолог, человек, приверженный развитию рыночных отношений», — заметил в комментарии для БелаПАН председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
На сегодня главе БНПА не известно о каких-либо реальных делах Банка развития, но он надеется, что с приходом Румаса «дело сдвинется с мертвой точки».
«Пока же государственный протекционизм процветает, — констатировал Швец. — Основа этого лежит в целевых показателях и требованиях к органам местного управления, министерствам и ведомствам. Министры лично отвечают за показатели работы госпредприятий своей отрасли. Понятно, что в таких условиях распределение инвестиционных потоков будет вестись в сторону государственного сектора».
Глава БНПА убежден, что «необходимо создать антимонопольный орган, который бы защищал здравый смысл и законность от произвола госчиновников».
Швец «абсолютно согласен с президентом» в том, что следует ориентироваться на внутреннего инвестора.
«Раньше большого значения внутренним инвесторам не придавалось. Да у нас фактически и нет крупного бизнеса за исключением четырех-пяти компаний. Белорусский бизнес в большинстве своем — малый и средний. У такого бизнеса вряд ли есть большие средства, отложенные на инвестиции», — отметил руководитель БНПА.
По его мнению, капиталоемкость бизнеса следует повышать через систему продажи тех или иных объектов недвижимости, которые снимаются им в аренду.
«Чтобы наш белорусский малый, средний бизнес инвестировал, он должен хотя бы обладать производственными площадями, которых сейчас у него нет», — говорит Швец. Однако с момента выхода директивы президента № 4 и до сих пор этот вопрос остается нерешенным, добавил он.
«Местные руководители боятся брать на себя ответственность. Таким образом, можно говорить о саботаже местными чиновниками распоряжений президента», — говорит глава БНПА.
В свое время, сообщил он, ассоциация предлагала Министерству экономики создать систему повышения инвестиционной привлекательности. Суть ее состоит в определении операторов, частных или с частно-государственным капиталом, которые продавали бы частным инвесторам, в том числе в рассрочку, определенные зоны.
«Например, бизнесмену нужен гектар земли для определенных целей, он приходит, оговаривает все условия с оператором, стороны договариваются по цене, и все оформляется в течение месяца. Оперативные посредники нужны для того, чтобы избежать хождения потенциальных инвесторов по инстанциям», — пояснил председатель БНПА.
Однако эта инициатива БНПА так и повисла в воздухе.
Оценивая инвестиционный климат в стране в целом, Александр Швец заметил: «Нужно уметь работать над ошибками. Лечение алкоголика начинается с признания болезни. Правительство должно признать наличие перегибов и исправлять их. Так мы сможем показать миру, что понимаем суть проблем и стремимся доброжелательнее относиться к собственности».