Проезд в Беларуси дорожает в пять раз быстрее, чем растет курс доллара. 21.by

Проезд в Беларуси дорожает в пять раз быстрее, чем растет курс доллара

03.10.2012 12:20 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

90394 Поигрались - и хватит: отобрали у студентов бесплатный проезд. Когда год назад такие льготы вводили, Николай Ладутько говорил, что "принципиально такая возможность в бюджете есть". Однако со временем стало очевидным, что принципиально такая возможность дорого обходится, и после одного академического года лавочку прикрыли. Теперь и проезд снова платный, и стоить он будет на 200 рублей больше. И то сказать: с самого начала апреля не повышали стоимость талончика, - ровно полгода минуло. По сравнению с прошлым годом, когда проезд за семь месяцев подорожал четырежды.

Однако не так страшен черт, как его малюют. В прошлом году Мингорисполком собирался повысить цены на проезд до 1 850 рублей. Однако же обошлось, и в том году проезд подорожал всего лишь до 1 700 рублей. Пожалуй, будет не лишним рассказать вам, как изменялась стоимость проезда в столице за последние двенадцать лет - аккурат со времен последней деноминации.

15 мая 2000 - с 20 до 40 рублей (на 100%). 1$ = 515 руб.
20 января 2001 - с 40 до 60 рублей (на 50%). 1$ = 1 198 руб.
10 ноября 2001 - с 60 до 80 рублей (на 33,3%). 1$ = 1 519 руб.
1 февраля 2002 - с 80 до 120 рублей (на 50%). 1$ = 1 641 руб.
1 августа 2002 - со 120 до 150 рублей (на 25%). 1$ = 1 830 руб.
1 октября 2002 - со 150 до 180 рублей (на 20%). 1$ = 1 865 руб.
20 января 2003 — со 180 до 200 рублей (на 11,1). 1$ = 1 950 руб.
1 июля 2003 - с 200 до 220 рублей (на 10%). 1$ = 2 060 руб.
2 октября 2003 — с 220 до 250 рублей (на 13,6%). 1$ = 2 110 руб.
10 июля 2004 —  с 250 до 300 рублей (на 20%). 1$ = 2 159 руб.
20 ноября 2004 — с 300 до 360 рублей (на 20%). 1$ =  2 175 руб.
28 июня 2005 - с 360 до 400 рублей (на 11,1%). 1$ = 2 149 руб.   
20 декабря 2005 - с 400 до 460 рублей (на 15%). 1$ = 2 151 руб.   
28 июля 2006 - с 460 до 500 рублей (на 8,7%). 1$ = 2 142 руб.   
30 августа 2007 - с 500 до 600 рублей (на 20%). 1$ = 2 147 руб.   
1 марта 2010 - с 600 до 700 рублей (на 16,7%). 1$ = 2 930 руб.   
2 апреля 2011 - с 700 до 850 рублей (на 21,4%). 1$ = 3 045 руб.   
4 августа 2011 - с 850 до 900 рублей (на 5,8%). 1$ = 4 972 руб. (официально), рыночный курс до 10 000 руб.
10 сентября 2011 - с 900 до 950 рублей (на 5,5%). 1$ = 5 271 руб. (официально), рыночный курс до 8 000 руб.
1 ноября 2011 - с 950 до 1.300 рублей (на 36,8%). 1$ = 8 450 руб.
5 апреля 2012 - с 1.300 до 1.500 рублей (на 15,3%). 1$ = 8 140 руб.
3 октября 2012 - с 1.500 до 1.700 рублей (на 13,3%). 1$ = 8 410 руб.

Итак, за двенадцать лет прошло 22 подорожания, - почти по два раза в год. Конечно, год на год не приходится, и если в 2011-ом, как мы отметили выше, талончик дорожал аж четыре раза (всего на 85%), то почти три года – с августа'07 до марта'10 – стоимость проезда оставалась на одном уровне. Если внимательно вглядеться в эти сводки, то можно увидеть такие факты. С лета-2003 по лето-2007 проезд подорожал ровно в три раза, при том что доллар вырос лишь на 4%; а с лета-2002 по лето-2007 проезд подорожал ровно в пять раз, хотя доллар вырос всего на 17%. С апреля 2011 до октября 2012 проезд подорожал с 700 до 1 700 рублей (в 2,42 раза), доллар за это же время подорожал в 2,76 раза. Видно, что в последнее время проезд дорожает лишь настолько, чтобы угнаться за курсом доллара, а в прежние годы темпы роста цены талончика опережали темпы роста валют. В целом за истекшие 12,5 лет проезд в Минске подорожал в 85 раз, а доллар за это же время вырос лишь в 16 раз. Стало быть, талончик набирает в цене более чем в пять раз быстрее, нежели инвалюта.

Также можно заметить, что чаще всего проезд дорожает во второй половине года – в июле-августе и октябре-ноябре. И если раньше повышения тарифов происходили под конец месяца, то последние несколько лет – неизменно в первых числах.

Всякий раз при повышении тарифов нам говорят, что пассажиры оплачивают лишь часть себестоимости проезда - около 35-45%, а остальное компенсирует государство. При этом почему-то закрываются глаза на то, что "компенсирует государство" - это значит, что платим мы сами своими налогами. В прошлом году мы уже выясняли, сколько составляет себестоимость проезда. Наиболее свежие данные таковы. В декабре 2011 года, по словам директора учреждения "Столичный транспорт и связь" Валерия Шкуратова, эта самая себестоимость составляла 3 600 рублей (талончик тогда стоил 1 300 рублей, и пассажиры компенсировали 36% затрат). В минувшем августе директор минского метрополитена Ростислав Юреня утверждал, что себестоимость проезда в подземке - от 3 800 до 4 000 рублей (а полторы тысячи тогдашней цены за жетончик - это 37-39% затрат). В целом окупаемость метро составляла 55%: сюда входят и доходы от продажи жетонов, и сборы с рекламы и аренды площадей. К слову, в феврале 2011-го рентабельность метро составляла 83%, а к октябрю прошлого года упала до 69%. Как видно, за следующие 8 месяцев растеряли еще 14 процентов окупаемости.

Чтобы пассажир возмещал стоимость поездки целиком, сегодня ее нужно поднять не до 1 700, а до 4 000 рублей. Кстати, в соответствии с Бюджетным кодексом в Минске в нынешнем году планируется сделать так, чтобы пассажиры оплачивали 70% себестоимости проезда. Это не значит, что транспортные организации вдруг смогут оптимизировать свою деятельность и снизить издержки на 30-40 процентов. Это значит, что нас, судя по всему, в нынешнем году ждет еще одно подорожание проезда, и в соответствии с указанной величиной окупаемости талончик должен будет стоить около 2.800 рублей. Многие люди и в транспорте, и в интернете в сердцах говорят: да сделайте вы цену проезда сразу такой, чтобы она окупала поездку. Раздражают не только сами по себе повышения цен, но еще и то, что нередко эти повышения крайне незначительны. Напомним: в прошлом году в августе проезд подорожал на 50 рублей, а через месяц - еще на 50. Вместо четырех подорожаний по капле можно было сделать два чуть более существенных повышения.

Если я год назад купил в магазине телевизор, то сегодня ко мне не приходят домой продавцы и не требуют доплатить денег, потому что у них цена подросла. И если я сегодня покупаю талончик на проезд, то это значит, что я оплатил свою поездку, а транспортное предприятие уже сегодня получило мои деньги и направило их на развитие. Тем не менее, старые талончики годны лишь в течение 10 дней после введения нового тарифа. И еще ни разу журналистам на пресс-конференциях не смогли внятно объяснить, почему я не могу совершить поездку по старому талончику, фактом покупки которого я уже оплатил свой проезд.

Александр Лычавко, OPEN.BY
 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С сегодняшнего дня, 3 октября, проезд в столице подорожал с 1 500 до 1 700 рублей. Как изменялась цена талончика за последние дюжину лет? Связаны ли себестоимость поездки...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика