Отношения белорусского правительства со своими кредиторами складываются далеко не так гладко, как хотелось бы. Теперь Минск упрекает в предвзятом отношении не только Международный валютный фонд, но и партнеров по Евразийскому экономическому сообществу.
Между тем и та, и другая организации оценивают экономическую ситуацию в Беларуси, по сути, одинаково. Эксперты МВФ и Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС предупреждают: если власти не прекратят искусственно разогревать экономику, повторение кризиса 2011 года неизбежно.
Ермакова и Харковец недовольны Антикризисным фондом
2 апреля глава Нацбанка Надежда Ермакова пожаловалась журналистам на позицию АКФ, который накануне на заседании экспертного совета не смог определиться со сроками предоставления Беларуси пятого транша стабилизационного кредита в 440 млн. долларов.
Ермакова заявила, что белорусская сторона не согласна с той позицией, которая высказывалась на заседании совета, однако на уточняющий вопрос, что это за позиция, ответила: «Не будем высказываться заранее. Дождемся решения».
Глава Нацбанка не теряет надежды на то, что очередной транш все-таки будет перечислен в Беларусь в апреле. «Есть надежда, здравый смысл должен победить. Если не сегодня, то завтра», — заявила Ермакова.
Несколькими днями ранее упреки в адрес АКФ высказал и министр финансов Андрей Харковец.
«Нас не устраивает процедура принятия решений самим Антикризисным фондом, которая очень длительна и не коррелируется с обязательствами, взятыми фондом в рамках матрицы мер, в частности по срокам», — заявил глава Минфина журналистам 27 марта.
Беларусь, добавил он, часто критикуют за то, как она выполняет обязательства перед АКФ ЕврАзЭС, однако никто не обсуждает, как они выполняют свои обязательства по срокам.
Претензия, мягко говоря, неуместная, учитывая, что четвертый транш кредита Антикризисного фонда был перечислен в Минск несмотря на то, что белорусская сторона не выполнила свое обещание приватизировать госсобственность на сумму 2,5 млрд. долларов.
ЕврАзЭС указывает на риски белорусской экономики
О том, какие замечания могут быть у АКФ к Беларуси сегодня, можно судить по мартовскому обзору ситуации в странах СНГ, подготовленному аналитиками Евразийского банка развития (ЕАБР управляет средствами Антикризисного фонда).
В документе, в частности, указано на «преждевременные попытки» правительства повысить темп роста ВВП, а также на высокую инфляцию и дефицит платежного баланса.
«Ключевой задачей, стоящей сейчас перед белорусскими властями, является восстановление устойчивости платежного баланса экономики страны», — считают эксперты ЕАБР, отмечая, что статистика внешней торговли за январь-февраль 2013 года «указывает на сохранение значительного внешнего дисбаланса».
«Ввиду того что страна располагает ограниченными международными резервами — их размер стабилизировался на уровне 8 млрд. долларов, или 1,8-2 месяца импорта, начиная с весны 2012-го, этот факт представляет собой угрозу общей экономической стабильности в стране», — говорится в обзоре.
Отмечается также, что «прогресс в области борьбы с инфляцией требует ужесточения денежной политики (повышения ставки рефинансирования, сдерживания кредитования экономики банковской системой), несмотря на негативные последствия этой политики для экономического роста в краткосрочной перспективе».
Выводы аналитиков Евразийского банка развития практически дублируют то, что было сказано 25 марта на брифинге в Минске главой миссии МВФ по Беларуси Дэвидом Хофманом.
Он, в частности, указывал на несоответствие запланированного показателя роста ВВП (8,5%) и инфляции (12%).
«Для выполнения показателей роста ВВП необходимо ослабление мер экономической политики, что может поставить под угрозу целевой показатель инфляции и создать давление на обменный курс», — резюмировал Хофман.
Глава миссии МВФ призвал правительство «тщательно следить за быстрым ростом кредитования в иностранной валюте», а также не поддержал решение Нацбанка о полуторапроцентном снижении с 13 марта ставки рефинансирования до 28,5% годовых.
Минск продолжает просить кредиты, но надеется на «свою голову»
Рассчитывая на новые заимствования, белорусские власти продолжают игнорировать рекомендации основных кредиторов.
Так, например, 2 апреля глава Нацбанка заявила журналистам, что ставку рефинансирования в ближайшее время ожидает дальнейшее снижение.
«Надо ко всем прислушиваться, но иметь свою голову, чтобы исходить из интересов своего государства», — заявила Ермакова.
Известно, что сейчас правительство разрабатывает концепцию программы макроэкономических реформ, не теряя надежды получить под нее новый кредит МВФ.
Документ будет представлен на весенней сессии МВФ и Всемирного банка 19-21 апреля в Вашингтоне.
Министр экономики Николай Снопков во время прямой линии в газете «Рэспубліка» 29 марта заявил, что не хотел бы торопиться анонсировать концепцию.
Вместе с тем он отметил: «Не думаю, что там будет нечто такое, чем мы не занимаемся, что там будут моменты, которые будут противоречить нашей общей концепции, пункты, которые будут вредить или сдерживать развитие страны, поскольку в рецессию впасть легко, а из рецессии выйти тяжело».
Экс-глава Нацбанка: власть не способна на структурное реформирование экономики
Бывшего руководителя Нацбанка Станислава Богданкевича радует уже сам факт разработки концепции макроэкономических реформ.
Однако, считает он, дело, скорее всего, сведется к незначительным мерам в направлении, обозначенном организациями-кредиторами.
В комментарии для БелаПАН Богданкевич напомнил, что подобные оценки и рекомендации давались и прежде, но это ни к чему не привело.
«У нас по-прежнему явный перекос с ростом денежной массы, и она продолжает расти. И нас снижается ставка рефинансирования, и это в условиях, когда не достигнута задача снижения уровня инфляции. У нас ни на чем не основан и рост ВВП — ресурсов для этого нет», — перечислил эксперт.
Он также привел пример с жильем: «Непонятно, как можно увеличить показатель с четырех до шести миллионов квадратных метров. Это огромный рост, на который нужны огромные денежные ресурсы. И эксперты, как на Востоке, так и на Западе, понимают, что иных способов достичь этого, помимо эмиссии, нет».
Без политики не обошлось
Представители правительства не раз упрекали МВФ в излишней политизированности.
Станислав Богданкевич считает, что политическая составляющая в отношении МВФ к Беларуси есть, ведь в фонд входят страны, критикующие Минск за нарушения прав человека.
Но о том, насколько эта составляющая велика, можно было бы судить при наличии у Минска приемлемой для фонда программы реформ. «Ведь на самом деле иногда МВФ выделяет ресурсы и авторитарным государствам, не глядя на политическую ситуацию в той или иной стране», — заметил эксперт.
А вот что касается отношений Беларуси с АКФ ЕврАзЭС, в котором главную роль играет Москва, то здесь политики больше, чем экономики, считает Богданкевич.
Экс-глава Нацбанка уверен в том, что Беларусь получит все обещанные по линии ЕврАзЭС кредитные ресурсы вне зависимости о того, будет ли экономическая политика Минска соответствовать рекомендациям кредитора.
«Рекомендации и замечания делают профессионалы, а решение будет принимать один политик — Путин», — считает Богданкевич. И решение это будет зависеть от того, насколько белорусская сторона сможет удовлетворить экономические интересы России.
Модернизация нужна в первую очередь в умах
Большинство аналитиков считают, что макроэкономические рыночные реформы при нынешней власти в Беларуси невозможны, об этом свидетельствует опыт последних 20 лет.
Ту же модернизацию, о которой сегодня так много говорят, нужно начинать не с закупки нового оборудования и не с кредитов, а «с философии, идеологии, кадрового обновления», убежден Богданкевич.
«К управлению экономикой должны прийти люди, которые бы осознавали, что главным являются качественные, а не количественные показатели, прибыль, а не вал и так далее. Этого нет», — резюмировал бывший руководитель Нацбанка.