Известные в Беларуси экономисты по просьбе БелаПАН прокомментировали высказывания председателя правления Национального банка Надежды Ермаковой по поводу девальвации, китайского кредита и перетока на валютные вклады, которые она сделала 18 сентября на сайте государственного агентства БЕЛТА в ходе онлайн-конференции.
Ермакова, в частности считает, что разовая девальвация пагубна для экономики, и такого сценария допускать нельзя. Прошлый опыт показал, что разовая девальвация «не дала того результата, который хотели получить». «Наверное, она в принципе редко дает ожидаемый результат. Поэтому текущая плавная девальвация, которая предусмотрена исходя из среднего курса рубля, который должен работать в экономике (то, что мы говорили про 9.500 рублей за доллар) — это тоже и есть девальвация», — сказала Ермакова. Дальнейшая динамика курса, по словам главы Нацбанка, «будет зависеть от развития макроэкономической ситуации в стране».
Глава Нацбанка также сообщила о планах по привлечению из Китая 500 млн. долларов «на инвестиционные проекты». Также она отметила, что жители Беларуси по-прежнему предпочитают хранить деньги в иностранной валюте.
Как отметил в комментарии БелаПАН экс-глава Национального банка Станислав Богданкевич, «для экономики, которая управляется административно, все возможно»: «Греф приезжал, обещал 800 млн. долларов с лишним, 440 млн. получим от ЕврАзЭС, 500 млн. попросим у Китая. Так что можно жить в кредит, искусственно поддерживая существующий курс».
По его мнению, Ермакова не права, что курс формируется только на базе экономики, спроса и предложения, «без учета повышения внешнего займа». «Сейчас надо погашать заем России в 1 млрд. долларов «Беларуськалию». Вот и выйдете с этим на рынок и увидите падение курса. У нас же вне рынка идет погашение внешних долгов. Если бы было иначе, то был бы реальный курс национальной валюты, и он составлял бы около 10 тысяч рублей за доллар», — считает Богданкевич.
По его мнению, планы занять у Китая еще больше увеличат долговую нагрузку на Беларусь. Как отметил эксперт, это происходит на фоне роста и внутренних долгов. С начала года выросли долги и юридических (на 17%) и физических лиц (на 18%), правительства (более чем на 7%). «Вместе с тем национальный продукт не растет, внешняя торговля в плане экспорта падает. Поэтому стоит ли говорить, что у нас все стабильно, курс не падает?» — отметил Богданкевич.
Он также обратил внимание на постоянный рост цен на потребительском рынке — на топливо, на электроэнергию, на хлеб. «Все в цене растет, затраты производства увеличиваются в реальном секторе экономики. А она экспортно ориентированная. Цены на мировых рынках не растут, в пересчете на замороженный рубль, они тоже не растут. Это все привело к тому, что реальная прибыль организаций Беларуси по сравнению с прошлым годом упала на 37%, снижается рентабельность. Это показатель того, что нужна девальвация», — считает бывший глава Нацбанка.
Переток вкладов с рублевых на валютный, по его мнению, показывает, что «наш народ не глуп, чувствует экономику каким-то седьмым чувством». По его словам, если посмотреть совокупный резерв белорусской банковской системы, то увидим, что он снизился с 30,5 трлн. рублей на начало года до 14 трлн. на сегодня. «То есть он упал в два раза. Это говорит о том, что возможность обвальной девальвации резко увеличивается. Народ это понимает, поэтому и переводит сбережения в валюту», — сказал эксперт.
Заместитель председателя ОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА) Георгий Гриц отметил, что в сегодняшнем высказывании Надежды Ермаковой по поводу девальвации «было очень интересно выстроено предложение: во-первых, девальвация зависит от скоординированной позиции правительства и Нацбанка, во-вторых, от того, насколько правительство выполнит свои обязательства по 2013 и 2014 году». «Она права, если экономика будет работать, то это так и будет. Но один из факторов работы экономики — неподъемный объем кредитов при жесткой монетарной политике Нацбанка. Но в том, что правительство справится с задачей, теперь сомневается даже президент», — отметил эксперт.
По поводу кредита от Китая эксперт считает, что «если больше неоткуда брать, то можно и из Китая»: «Но надо понимать, что китайские кредиты имеют двойное дно. Они льготные, но эта льгота превращается в растущее, устойчивое миллиардное отрицательное сальдо внешней торговли, даже при условии поставок туда калийных удобрений. Эти кредиты связанные. Если нас это сальдо не пугает, то можно брать, а китайцы с удовольствием будут поддерживать своих экспортеров».
По мнению Грица, активный переток вкладов с рублевых в валютные происходит по причине недоверия населения к власти. «Мы очень политизированы, и все смотрим белорусские новости. Вместе с тем народ стал образован, и уровень его девальвационных ожиданий заставляет переводить вклады. Его уже один раз обманули накануне 2011 года, и эта память осталась. ЗВР формируются за счет привлеченных кредитов, а так было и перед обвальной девальвацией. Сколько не говори халва, во рту слаще не станет», — отметил Гриц.
Он также считает, что определенную роль сыграли альтернативные мнения и комментарии экспертов в независимой прессе. «Когда комментарии госчиновников ни в какие ворота не лезут, то люди волей-неволей слушают альтернативное мнение. В целом идет недоверие к власти и государственной политике», — считает эксперт.