Беседа о бюджете
08.01.2014 08:04
—
Новости Экономики
|
![]() Республиканский бюджет Беларуси на 2014 год не показал какого-либо значительного изменения государственных приоритетов. Формально он сверстан без дефицита, но в условиях значительных расходов на обслуживание внешнего долга такая бездефицитность – сомнительная «заслуга» новых заимствований, внешних и внутренних. А знаменитый «Беларуськалий» перестает быть одним из ключевых источников пополнения бюджета. 2 января был официально опубликован В соответствии с законом «О республиканском бюджете на 2014 год» доходы бюджета определены в объеме 128,6 триллионов рублей и равняются расходам. В структуре бюджета увеличена доля социальных расходов – на здравоохранение и образование. На здравоохранение планируется направить свыше 5,7 трлн рублей, расходы бюджета в области образования составят 6,6 трлн рублей. Расходы на реализацию социальной политики запланированы в размере 9,8 трлн рублей, эти средства пойдут на выполнение госпрограмм в области социальной политики, обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также проведение молодежной политики. Самый высокий удельный вес в структуре налоговых доходов республиканского бюджета принадлежит НДС, доходам от внешнеэкономической деятельности, акцизам и налогу на прибыль. Основная задача бюджетной политики на 2014 год заключается в обеспечении макрофинансовой сбалансированности, а также обеспечении финансовой безопасности государства, в том числе при помощи мер по сокращению государственных расходов. Но никто не отменял пословицу «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Как раз на тему «оврагов» бюджета-2014 обозреватель БДГ побеседовал с двумя белорусскими экономистами – руководителем «Центра Мизеса» Ярославом Романчуком и экспертом «Либерального клуба» Антоном Болточко. - Как вы охарактеризуете нынешнюю бюджетную политику правительства? Романчук: - Мы вообще ставим под сомнение необходимость такой жесткой дискуссии о бюджетной политике по той причине, что сам бюджет корректируется на протяжении всего года. В результате исполненный по итогам года бюджет значительно отличается от того документа, который парламент принимает в конце каждого года. Весь год варьируются цифры доходов, расходов, происходит перераспределение внутри статей… Болточко: - Последняя корректировка бюджета 2013 года была, кажется, в сентябре. Романчук: - Поэтому когда нам говорят, что у нас очень дисциплинированная фискальная политика, Минфин работает грамотно, то это все чепуха. Потому что бюджетные корректировки всегда позволяют подогнать цифры под нужный результат. - В чем вообще главное отличие бюджета этого года от предыдущих? Романчук: - Здесь надо понимать принципиально важную вещь: Минфин работает в рамках определенной матрицы, которая не меняется уже лет 15: структура доходов, структура расходов и так далее. Мелочи могут меняться, но суть не меняется. Поэтому говорить о каких-то радикальных вещах, выделяющих бюджет 2014 года, просто нет оснований. Да, есть небольшие изменения в ставках налогов, в части доходов – резко увеличилась доля акцизов. По НДС ставку не поменяли, но отдельные льготы по этому налогу убрали. Соответственно, доля поступлений от НДС составляет 37% от всех поступлений консолидированного бюджета. Это такой доходный налог, который доминирует в доходной части. А нашумевший налог на транспорт – это просто мизер. Те же деньги можно было получить за счет роста акцизов и тем самым сократить расходы на администрирование. Еще заметно, что у нас уже второй бюджет подряд идет значительный рост расходов на обслуживание внешнего долга. И очевидно, что в такой ситуации мы не можем сбалансировать бюджет без внешних и внутренних заимствований. Это и размещение облигаций на внутреннем рынке, и получение внешних ресурсов. То есть когда мы говорим, что в этом году должны выплатить кредиторам $3,2 млрд, мы понимаем, что это одна из самых больших статей расходов – больше, чем расходы на здравоохранение, на культуру и спорт, на дороги. Мы начинаем активно проедать те ресурсы, которые могли быть потрачены на какие-то важные для страны направления. Болточко: - Я хочу добавить еще два важных момента. С прошлого года Минфин взял направление по переносу внешнего долга на внутренний. Они просто заимствуют на внутреннем рынке валюту за счет выпуска облигаций, и записывают его как внутренний долг в белорусских рублях. Но надо понимать, что выплаты по нему все равно будут идти в долларах – как и по внешнему долгу. Второй момент, который впервые встретился в этом бюджете с момента выделения Фонда социальной защиты во внебюджетный фонд (в 2010 году) – это выделение средств из бюджета на поддержку через ФСЗН семей с детьми. - Насколько правдоподобными в доходной части бюджета выглядят заявленные доходы от продажи калийных удобрений и от нефтепереработки? Романчук: - Ну вот в 2012 году налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4,8% от ВВП, в 2013-м оказалось 3,8% – именно за счет потерь по калийным удобрениям. В бюджете-2014 заложено уже 3,7% к ВВП. То есть мы видим, по сути дела, расчет на ту же налоговую базу, которая была в 2013 году. Болточко: - Здесь надо учитывать, что недобор по пошлинам в 2013 году произошел еще и потому, что экспортная пошлина на калийные удобрения была отменена. Романчук: - Что касается именно вывозных экспортных пошлин, то в 2013 году ожидалось получение 9,7 трлн рублей, а на 2014 год заложено 10,3 трлн. То есть рост всего на 7%, это говорит о том, что на самом деле власти не ожидают какого-то взрывного роста продаж калийных удобрений в 2014 году. Болточко: - Если говорить о калийных удобрениях, то здесь речь идет о возвращении к объемам продаж 2012 года (до «калийной войны»). Запланировано 6,6 млн тонн экспорта калийной соли. Насколько это реально – сложно говорить, не зная всех обстоятельств, имеющихся на сегодняшний день. Если воссоединение «Беларуськалия» и «Уралкалия» в рамках БКК произойдет, то такие объемы продаж вполне реальны. Надо только учитывать, что любое восстановление не бывает одномоментным. То есть хотя планы выглядят оптимистичными, я не уверен, что в 2014-м удастся набрать 6,6 млн тонн экспорта калийной соли. Романчук: - На самом деле если вообще исходить из доли «Беларуськалия» в налоговых поступлениях консолидированного бюджета, то это максимум 3-4%. И эта доля не влияет на общую картину. Каждый из пяти крупнейших алкогольных комбинатов дает больше поступлений в консолидированный бюджет, чем «Беларуськалий». Болточко: - Это так, только надо помнить, что «Беларуськалий», как и нефтеперерабатывающие предприятия, является источником поступления в страну прежде всего валюты. Если будет поддержка со стороны России, валюта будет не так нужна, как это было в периоды значительного падения экспорта. Романчук: - То есть вся эта игра вокруг «Беларуськалия» на самом деле принципиально не влияет на наполняемость бюджета и на его расходную часть. - Какие средства на модернизацию промышленности заложены в бюджет 2014 года? Болточко: - Нет такой расходной статьи «на модернизацию». Эти средства заложены в государственные инвестиционные программы. Главные расходы приходятся на статью «Национальная экономика», туда входит поддержка реального сектора экономики – МАЗа и прочих убыточных предприятий, если они требуются. Второе – это «Общегосударственные расходы», куда заложена госинвестпрограмма на 2014 год. Плюс к этому есть различные государственные программы, бюджетные и внебюджетные. Романчук: - На самом деле источник ресурсов не имеет значения, потому что если даже фонд внебюджетный, все равно деньги в него из бюджета поступают. Это такая казуистика: например, в 2012 году «на поддержку национальной экономики» было выделено, по-моему, 23 триллиона рублей. При этом Прокопович говорил, что на программу модернизации было выделено 120 трлн рублей. Но нигде в бюджете такая статья не указывалась – она была разбита на разные инновационные фонды, фонды национального развития, местные фонды и так далее. Болточко: - В «общегосударственной деятельности» есть такая статья, как государственные инвестиционные программы. Если посмотреть на нее, то в 2013 году было запланировано 23 трлн рублей, а реально потрачено 30 трлн. А на 2014 год запланировано 20,2 трлн. И вот здесь звездочка – она означает, что в 2013 году превышение затрат было обеспечено за счет резервного фонда президента. Но при этом нет данных, сколько в резервном фонде президента действительно имеется денег. И еще один момент. Использование государственного целевого бюджетного фонда – в бюджете 2013 года было запланировано 1,5 трлн белорусских рублей, а реально потрачено 14,2 трлн. То есть мы видим огромный рост. Романчук: - Целевые бюджетные фонды – это такой черный ящик, где распределяются десятки триллионов рублей. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Республиканский бюджет Беларуси на 2014 год не показал какого-либо значительного изменения государственных приоритетов. Формально он сверстан без дефицита, но в...
|
|