По итогам 2013 года наибольший объем прибыли, обогнав по этому показателю все остальные банки, получил банк, который на самом деле банком в Беларуси не является.
Согласно неофициальным данным, Банк развития Республики Беларусь по объему полученной за 2013 год прибыли (1,7 трлн. рублей) в очередной раз стал лидером в рейтинге отечественных банков.
Официально на сегодняшний день объем прибыли Банка развития объявлен только по итогам трех кварталов — 0,62 трлн. рублей.
Если сравнивать эти цифры с прежними показателями, то можно заметить значительный прирост: по итогам 2012 года Банк развития получил 1,56 трлн. рублей прибыли; в 2011 году — 0,33 трлн.
Хитрости статистики
Но примечательно другое: несмотря на то что Банк развития в своем названии имеет слово «банк», он таковым на самом деле не является.
Согласно президентскому указу № 261 от 21 июля 2011 года «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», это ОАО, учредителями которого являются Совет министров и Национальный̆ банк, «не является банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в значении, определенном в статьях 8 и 9 Банковского кодекса Республики Беларусь, и при его создании, реорганизации и ликвидации не применяются требования законодательства, предусмотренные для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций». Некоторые из операций Банка развития можно интерпретировать таким образом, что они все-таки подпадают под статьи 8 и 9 Банковского кодекса.
Таким образом, поскольку Банк развития не является банком, показатели его деятельности не входят в официальную статистику банковской системы Беларуси. А это значит, что, например, если требования банков к экономике за 2013 год возросли на 28,5% (план по году, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, составлял 17-20%), то суммы, на которые прокредитовал экономику Банк развития, в этот показатель не входят. Если учесть в этой статистике Банк развития, то итоговая цифра может превысить 33-34%.
Банк развития скрывается и от других показателей финансовой системы, которые, по замыслу авторов идеи создания такого учреждения (кстати, ими были эксперты МВФ и Всемирного банка), не должны испортиться из-за того, что через него планировалось канализировать плохие активы белорусских банков.
Однако было принято решение перепрофилировать Банк развития: правительство Беларуси заявило экспертам Всемирного банка, что этот банк будет фактически конкурировать с другими коммерческими банками за ресурсы, получаемые от правительства, и не будет превращаться в так называемый «мусорный банк». По логике, в таком случае следовало бы вывести Банк развития из тени и включить его показатели в общую статистику. Но, судя по всему, некоторые операции по поддержке экономики было решено скрыть.
Что-то похожее можно было наблюдать в отношении Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), который в 2010 году был выведен из расчетных показателей консолидированного бюджета и теперь учитывается только в бюджете органов государственного управления. В итоге международная статистика часто считает показатель государственных расходов Беларуси (в % к ВВП) без учета ФСЗН — и значение получается на 10-11 процентных пунктов ниже.
Активы пополняются за счет бюджета и других банков
В конце прошлого года при помощи указа президента № 576 от 28 декабря Банк развития был задействован для очистки балансов государственных «Белагропромбанка» и «Беларусбанка». На деньги, полученные обратно от Минфина после покупки гособлигаций (1,0 трлн. рублей), Банку развития в указе № 576 «рекомендуется» выкупить обратно часть своих облигаций, которые в 2012 году были проданы «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» тоже на основании президентского указа.
В свое время согласно указу № 575 от 29 декабря 2012 года Банк развития смог выкупить активов на 4,7 трлн. рублей. Трудно определить, какие именно активы приобрел Банк развития с помощью размещения облигаций и продажи их «Беларусбанку» и «Белагропромбанку», но ясно одно: руководители Банка развития имели возможность выбрать лучшие активы из предложенных и получать на их основе прибыль. Также страховочным пунктом в такой схеме является и то, что потери Банка развития по этим активам с определенными оговорками могут быть покрыты за счет средств бюджета.
Скупать активы Банк развития продолжит и в 2014 году: постановлением правительства № 76 от 28 января определен перечень активов, которые будут приобретены в текущем году Банком развития у ОАО «Белагропромбанк» (в список вошли кредиты, выданные ОАО «Гомельстекло», «Белводхозу», гродненскому унитарному предприятию «Облсельхозтехника», «Брестоблагросервису», «Гомельоблагросервису», «Минскоблагросервису», Оршанскому мясоконсервному комбинату).
Вдобавок к этому, несмотря на то, что у Банка развития нет особых проблем с финансовыми показателями, правительство приняло решение увеличить его уставный фонд на 2,8 трлн. рублей за счет бюджетных средств.
Основанием стало увеличение доли правительства в уставном фонде, которая уменьшилась за счет появления в 2013 году нового участника — в состав акционеров вошел «Беларуськалий». Взнос «Беларуськалия» выражался в передаче своего нового офиса на сумму 462,2 млрд. рублей в уставный фонд Банка развития. Таким образом, после допэмиссии доли акционеров распределились следующим образом: правительству принадлежало 91,8%, Нацбанку — 0,03%, «Беларуськалию» — 8,17%.
С учетом нового взноса средств в уставный фонд со стороны правительства доли акционеров в очередной раз меняются: правительство — 94,518%, Нацбанк — 0,017%, ОАО «Беларуськалий» — 5,465%. Фактически Совет министров частично вернул себе утраченные активы, «размыв» доли двух других акционеров.
Влияние Банка развития будет расти
С учетом текущих тенденций можно отметить, что Банк развития является хорошим для нынешних экономических властей инструментом, с помощью которого можно скрывать истинные объемы финансирования промышленного сектора и маскировать его низкую отдачу.
Особо прибыльные проекты становятся хорошим поводом для того, чтобы в очередной раз заявить об успехах госинвестпрограмм. В свою очередь, убыточные проекты не влияют на общие статистические показатели по стране и могут даже не обнародоваться. При этом Банк развития покрывает свои потери за счет госбюджета.
С большой вероятностью от такой схемы работы на финансовом рынке страны отказываться в 2014 году не станут. Напротив, в ближайшее время мы увидим еще большую степень интеграции Банка развития в экономическую структуру Беларуси.