Солод наш, а бренды... заграничные
12.04.2014
—
Новости Экономики
|
Хотя во всех европейских странах преобладают собственные бренды. Так, в России на импорт приходится четыре процента золотистого напитка, Польше и Украине — около двух процентов. А из нашей страны утекает валюта, белорусские пивовары теряют прибыль. В 2013 году в Беларусь ввезено 14,7 миллиона дал (1 дал — 10 литров) пива на 91 миллион долларов. Для сравнения: экспорт вместе с солодом составил 70 миллионов.
Сократить импорт и максимально загрузить свои заводы — такую задачу поставил Президент в четверг на совещании, где обсуждалось состояние пивной отрасли. В последний раз разговор об этом у главы государства шел семь лет назад. Контекст его был таков: заменить крепкий алкоголь на более щадящий и приятный напиток — пиво. Именно тогда поставлены задачи по модернизации производства, увеличению выпуска белорусских пивных брендов и производства импортозамещающей продукции. Исходили из того, что пивоварение — весьма высокодоходное производство. За это время в отрасль инвестировано более 300 миллионов долларов. Белорусские пивоваренные предприятия оснащены теперь современным оборудованием мировых компаний, а производственные мощности в 2013 году увеличились до 70 миллионов декалитров. Модернизировали и сырьевую базу. В стране ежегодно заготавливается более 150 тысяч тонн качественного пивоваренного ячменя. Однако главу государства интересовал экономический эффект от масштабных капиталовложений и рентабельность производства. А вот здесь явный провал. Если говорить прямо, пивоварение находится в стагнации, полученный от государства карт-бланш не оправдан. 80 процентов пивных предприятий в стране принадлежат частным компаниям, в том числе зарубежным холдингам с мировым именем. Отечественные производители стремительно теряют свои позиции даже на внутреннем рынке. И дело здесь не во вкусе или качестве пива, считает Александр Лукашенко, а в управленческих просчетах. По оценке Премьер-министра Михаила Мясниковича, такая ситуация — следствие непродуманной приватизации. Зарубежные игроки пришли на слишком комфортных условиях, когда не были четко прописаны обязательства: по развитию сырьевых зон, наращиванию производства и экспорта. Вместо того чтобы разрабатывать новые пивные сорта и выпускать в Беларуси популярные бренды, они предпочитают все это завозить из-за рубежа, зачастую за тысячи километров. Конечно, Беларусь трудно назвать пивной страной. По данным официальной статистики, на душу населения в год приходится 51 литр. По потреблению пенного напитка мы отстаем не только от законодателей — Германии и Чехии, но и от соседей — Литвы, Польши и России. Как один из факторов национальной трезвости это неплохо, если бы не одно «но»: пиву белорусы предпочитают напитки покрепче. В структуре потребления алкоголя на пенный напиток приходится только 15—20 процентов. Еще одна проблема, с которой сталкиваются отечественные производители — демпинг. Этому способствовали и отечественные пивоваренные организации, принадлежащие транснациональным компаниям. В условиях снижения рынка продаж в России и Украине они не заинтересованы в производстве новых марок пива на территории Беларуси, а импортируют их по более низким ценам. В Беларуси выпускают 90 сортов пива, в мире же их десятки тысяч. Большинство рецептур основаны на сочетании всего трех компонентов: воды, хмеля и солода. Отечественное сырье ни в чем не уступает зарубежному, утверждает главный специалист сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгоспищепром» Николай Бондарев. И это уже не тема для дискуссий. Белорусский солод высочайшего качества, и если повысить его содержание в пиве, качество напитка только возрастает. Хотя и сейчас отечественное пиво не хуже импортного. Впрочем, эта тема далеко не исчерпана. На исправление недостатков Президент отвел пивоварам девять месяцев. К началу следующего года разговор пойдет уже в другом контексте — о новых рубежах в развитии отрасли. Александр ШЕВКО, «СГ» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Хотя во всех европейских странах преобладают собственные бренды. Так, в России на импорт приходится четыре процента золотистого напитка, Польше и Украине — около... |
|