Май в белорусско-российских отношениях будет жарким месяцем. Москве и Минску в ближайшие недели предстоит в двустороннем формате урегулировать щепетильный вопрос — о распределении вывозных пошлин на нефтепродукты. Цена вопроса — 3,5-4 млрд. долларов. Российское руководство на этой неделе дало понять, что терять такие деньги не хотело бы. В свою очередь, Минск видит все основания, чтобы эту сумму получить.
Кредиторы забирают белорусские резервы
Упомянутую сумму белорусские власти хотели бы получить, и дело далеко не только в банальной выгоде, которую официальный Минск видит в создании Евразийского экономического союза.
На 2015 год в Беларуси запланированы президентские выборы, и в такой ответственный период для власти особенно будут нужны деньги. Ресурсы понадобятся для того, чтобы обеспечить спокойствие на валютном рынке и хотя бы временный рост доходов населения.
Однако ситуация, которая складывается сегодня в белорусской экономике, не гарантирует стабильности на валютном рынке и не дает оснований для роста заработных плат. Низкие темпы экономического роста не позволяют пойти на обоснованное повышение доходов населения. В то же время значительные платежи по внешнему госдолгу приводят к сокращению уровня золотовалютных резервов, что снижает возможности властей поддерживать стабильность на валютном рынке.
Кстати, в первом квартале 2014-го Беларусь выплатила по внешнему госдолгу 490,6 млн. долларов. Всего наша страна в 2014-м, как было зафиксировано Минфином при подготовке бюджета на текущий год, должна выплатить внешним кредиторам 3,2 млрд. долларов.
Расходы Беларуси по погашению и и обслуживанию внешнего госдолга в 2014 году
Таким образом, впереди еще значительные платежи по внешнему госдолгу, и даже если часть обязательств удастся рефинансировать, платежи все равно остаются большими, что, безусловно, скажется на состоянии золотовалютных резервов. Кстати, глава миссии Международного валютного фонда Дэвид Хофман на днях заявил в Минске, что снижение ЗВР — «ключевой вызов для белорусских властей» и настоятельно рекомендовал принять меры по их увеличению.
Москва стала считать деньги в своем кошельке
Беларусь очень рассчитывала, что создание Евразийского экономического союза позволит получить немалые деньги, которые в случае необходимости можно было бы направить в том числе и на пополнение золотовалютных резервов. Вице-премьер Петр Прокопович ранее говорил о дополнительных финансовых поступлениях почти как о свершившемся факте.
«С 2015 году мы получим возможность отказаться от перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. Это еще принесет нам 3,5-4 млрд. долларов», — заявлял ранее белорусский вице-премьер.
Заседание Высшего евразийского совета с участием глав государств, состоявшееся на этой неделе, показало, что ожидания Беларуси, касающиеся 2015 года, мягко говоря, не совпадают с планами России. По итогам вторничной встречи президентов Беларуси, России и Казахстана председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко сообщил, что создание единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа откладывается до 2025 года.
Для Беларуси такая формулировка означает, что сегодняшняя ситуация, когда страна полностью перечисляет вывозные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет, может остаться с 2015 года без изменений, несмотря на создание Евразийского экономического союза. В результате, те миллиарды долларов, которые официальный Минск хотел получить, могут в белорусскую казну так и не поступить.
«Беларусь не получила пока того, чего хотела бы от создаваемого Евразийского экономического союза. Наша страна оказалась сейчас в ситуации, когда, с одной стороны, мы ввязались в этот интеграционный проект, но реальных выгод от него увидеть не можем», — комментирует ситуацию политолог Юрий Чаусов.
По мнению экспертов, Россия откладывает, несмотря на создание Евразийского экономического союза, формирование единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа по финансовым причинам. Напомним, российский Минфин ранее подсчитал, что Россия понесет многомиллиардные потери в случае формирования интеграционного объединения на условиях, которые предложили Беларусь и Казахстан.
В условиях жесткого конфликта с Украиной, считают белорусские аналитики, Россия сегодня оказалась не готова значительно увеличивать размер субсидий для Беларуси и Казахстана.
«Россия стала считать деньги в своем кошельке. После присоединения Крыма Москве теперь необходимо учитывать инвестиции в этот регион (по некоторым оценкам, они могут составить до 6-7 млрд. долларов). России также приходится считаться с вероятными потерями, связанными с введением санкций со стороны США и ЕС», — называет экономист Антон Болточко факторы, которые ограничивают сегодня финансовые возможности России.
Цена белорусской подписи
Однако официальный Минск считает, что если Москву смущают сложности бюджетного характера, связанные с реализацией положений Евразийского экономического союза, тогда и создание интеграционного объединения стоит отложить до лучших времен.
«Тогда и говорить о Евразийском экономическом союзе надо лет через десять, если мы сегодня не готовы», — заявил Александр Лукашенко на этой неделе.
По мнению экспертов, позиция белорусской стороны, озвученная во время вторничного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, полностью логичная.
«Позиция Беларуси по вопросу создания Евразийского экономического союза вполне логичная. Если создается союз с единым таможенным пространством, то вынесение вопроса об энергоносителях за рамки интеграционного объединения — по меньшей мере, странно», — говорит старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.
По итогам встречи президентов Беларуси, России и Казахстана на этой неделе было принято решение, что вопрос о нефтепошлинах будет регулироваться в двустороннем формате. При этом член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас дал недвусмысленно понять, что от исхода двусторонних переговоров будет зависеть готовность Беларуси подписывать 29 мая договор о Евразийском экономическом союзе.
«Жесткая риторика белорусского президента во время вторничного заседания, а также заявления Румаса свидетельствуют о том, что Беларусь продолжает вести серьезную борьбу по вопросу о распределении вывозных пошлин на нефтепродукты. Пока договор о ЕАЭС не будет подписан в российской интерпретации, рано говорить о том, что Беларусь проиграла битву по вопросу нефтепошлин», — полагает Денис Мельянцов.
Эксперты предполагают, что белорусская сторона во время предстоящих двусторонних переговоров постарается дорого продать свою подпись под упомянутым договором.
«Задача белорусского лидера — продать как можно дороже свою подпись под договором. Если Москва предоставит Минску всё то, о чем просит белорусская сторона (в частности, по вопросу о вывозных пошлинах на нефтепродукты), то подписание договора будет беспроблемным. Поведение Беларуси по договору напрямую будет зависеть от исхода двусторонних переговоров», — считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
По мнению экономиста, в конце концов, Россия согласится оказать Беларуси финансовую поддержку. «Путину сейчас важно разобраться с Украиной. Ссориться со всеми Кремль вряд ли захочет, поэтому окажет финансовую поддержку Беларуси», — считает Романчук.
Вероятность получения Беларусью от России «пряника», который может особенно пригодится официальному Минску с учетом надвигающейся предвыборной кампании, высоко оценивают и другие эксперты.
«Единственный реальный источник финансовых ресурсов для Беларуси в обозримом будущем — Россия. Высока вероятность, что, в конечном счете, российские деньги будут получены», — полагает Антон Болточко.
При этом белорусские эксперты не исключают, что временное обострение отношений по вопросу создания Евразийского экономического союза между Москвой и Минском возможно. Напомним, разногласия по вопросу создания Таможенного союза между Беларусью и Россией в 2010 году вылились в информационную конфронтацию между двумя странами.
«Летом 2010-го российские телеканалы показали известный сериал «Крестный батька». Начавшееся информационное давление со стороны российских СМИ было направлено на то, чтобы склонить Минск к скорейшему подписанию интеграционных документов. Если сегодняшние разногласия по договору о создании Евразийского экономического союза будут сохраняться, возможен очередной раунд информационной конфронтации между двумя странами», — полагает Денис Мельянцов.
Тем не менее, считает эксперт, несмотря на возможное обострение двусторонних отношений, Москва поможет Минску деньгами в предвыборный период.
«Беларусь сейчас для России очень важна как партнер по евразийской интеграции. Поэтому найти 3-4 млрд. долларов для Беларуси на предвыборный период — не такая большая проблема для Москвы», — резюмировал старший аналитик BISS.
Москве и Минску в ближайшие недели предстоит в двустороннем формате урегулировать щепетильный вопрос — о распределении вывозных пошлин на нефтепродукты...