На модернизацию и инновационное развитие правительство планирует направить в 2015 году больше 2 миллиардов долларов США. Но вкладывать эти деньги оно собирается преимущественно в эффективные предприятия. Эксперты советуют делать ставку на науку и образование.
Цена и качество
Экономические власти озаботились соотношением цены и качества нашей продукции на основных рынках сбыта. «Даже на традиционных рынках достаточно сложно работать, потому что цены на наши товары приблизились к мировым, а качество еще иногда отстает», — заявил 3 сентября премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.
Он призывает серьезно работать над качеством и себестоимостью продукции, чтобы «держать марку и выходить на большие объемы экспорта».
За шесть месяцев 2014 года Беларусь поставила на внешние рынки товаров и услуг на 22 миллиарда долларов. Положительное сальдо внешнеэкономической деятельности составило 600 миллионов долларов. До конца года правительство поставило задачу достичь экспорта в объеме 44 млрд. долларов.
Модернизация продолжится
Чтобы нарастить объемы поставок на внешних рынках, экономические власти намерены вкладываться в модернизацию и инновационное развитие предприятий. По информации белорусского премьера, за последние три года в основной капитал было вложено 65 млрд. долларов. Эти средства пошли на приобретение станков, оборудования, новых технологий.
«В проекте бюджета на 2015 год сохраняется мощная поддержка реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и инноваций, на эти цели запланировано 22 трлн. рублей… Кто-то считает, что слишком много денег направляется на модернизацию и реконструкцию предприятий, но, если их не вкладывать в развитие реального сектора экономики и новые технологии, продукция станет неконкурентоспособной, потому что мир не стоит на месте», — подчеркнул Михаил Мясникович.
Лишают кормушки
В правительстве озабочены также тем, чтобы эти средства вкладывались только в эффективные проекты. Соответствующий нормативно-правовой акт уже готовится, сообщил в «Банковском вестнике» первый заместитель главы аппарата Совета министров Александр Заборовский.
Предполагается предоставлять государственную поддержку организациям только в рамках важнейших государственных, отраслевых и региональных программ. Финансирование их будет идти через Банк развития. Предлагается также внедрить конкурсность для получения государственных субсидий, а также обеспечить равный доступ к ней предприятий всех форм собственности.
«Не важно, какой формы собственности и ведомственой подчиненности предприятие, главное — приоритетность и значимость для страны, эффективность и окупаемость проекта», — подчеркивает Александр Заборовский.
Помимо этого, проект нормативно-правового акта предусматривает отказ от предоставления индивидуальных льгот и освобождений по налогам и таможенным платежам, исключение практики бюджетных ссуд, займов, а также нормативного распределения выручки. Неэффективные производства должны выводиться из экономики, в том числе с помощью института банкротства.
Неживая экономика
«Метод государственного регулирования экономики по принципу “всем сестрам по серьгам” уже не работает. Экономика в целом не живая», — объясняет причины, побудившие правительство ко внедрению нового механизма стимулирования и государственной поддержки заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц.
Он обращает внимание на двадцатикратное увеличение государственного долга за последние семь лет. «Внешнее заимствование фактически стало единственным источником сбалансирования бюджета», — отмечает экономист.
За благостной риторикой об успешном выполнении социально-экономических показателей часто кроется достаточно плачевная ситуация. «К примеру, мы вышли на положительное сальдо внешней торговли. Но когда начинаешь анализировать, за счет чего, то получается, что мы вышли не за счет роста экспорта, а за счет того, что падение импорта осуществлялось более высокими темпами, чем падение экспорта. А когда начинаешь дальше рассматривать: может, мы отказались от неэффективного импорта с точки зрения оптимизации затрат? Так нет, просто упал инвестиционный импорт», — говорит Гриц.
Нащупать приоритеты
Он рассматривает предложенный проект нормативно-правового акта как попытку государства определить приоритеты и сконцентрироваться на них. Тем не менее, у экономиста есть ряд вопросов по этому документу: «А что делать с предприятиями, которые подпадут под банкротство? Тем более, что многие из них являются градообразующими. К сожалению, вопрос социальной ответственности проигнорирован правительством».
Георгий Гриц не находит в документе ответ и на вопрос касательно работы предприятий, которые не подпадут под приоритеты, но все равно требуют развития: «К примеру, сельский туризм. Они что, должны жить за счет кредитных ресурсов, стоимость которых в десятки раз выше, чем у их конкурентов? Тем более, опыт показывает, что у государства как-то не получается определять эти приоритеты». Кроме того, считает эксперт, невозможно решить проблемы белорусской экономики лишь на уровне кредитной политики.
По этой причине озвученные Александром Заборовским предложения надо рассматривать лишь на период 2014-2015 годы. «И то лишь с учетом, что следующий год является предвыборным, поэтому нельзя спровоцировать рост банкротства и, как следствие социальной напряженности», — полагает экономист.
Что касается долгосрочной стратегии, то государство к ней еще только подступается «на уровне понимания, что нужна такая стратегия».
Спасение — в образовании и науке
Схожего мнения придерживается и руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
«Белорусское правительство цепляется за детали. Неловкими или ловкими движениями оно хотело бы сделать серьезные вещи — поменять стратегическую устойчивость и создать конкурентное производство в стране», — отмечает экономист.
Чтобы наши молочные и мясные продукты, тракторы, грузовые автомобили пользовались большим спросом на тех рынках, где мы работаем, он советует правительству обратиться к британскому опыту 70-х годов прошлого века, а также к шведскому опыту начала 1980-х. Перед правительствами этих стран тогда стояли такие же проблемы. В первом случае после консультации с экономистами Маргарет Тэтчер сделала ставку на образование, подготовку рабочей силы высокой квалификации. А шведы приняли решение повышать модернизацию предприятий за счет внедрения роботов и ликвидации малоэффективных рабочих мест. Параллельно они резко увеличили минимальную заработную плату, что сделало дорогой рабочую силу.
«Как только продавец будет стоить не триста-четыреста, а тысячу евро, пойдут в дело автоматы, будет создано электронное рабочее место», — считает Леонид Заико.
Экономист предлагает правительству и президенту воспользоваться опытом шведов и англичан, чтобы повысить качество и наращивать экспорт.