Светлое будущее: вариант Минэкономики. 21.by

Светлое будущее: вариант Минэкономики

28.11.2014 11:20 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В правительстве, наконец, определились с тем, как следует реформировать белорусскую экономику. Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ до 2030 года. Однако, по мнению экспертов БДГ, без политических реформ представленная программа – лишь набор благих пожеланий.


Министерство экономики представило на общественное рассмотрение проект «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года». В СМИ ее сразу прозвали «программа-2030», в самом Минэкономики предпочитают именовать «НСУР-2030». Ознакомиться с 72-страничным документом можно по этой ссылке. Разработчики Стратегии – Министерство экономики РБ и Научно-исследовательский экономический институт, при участии органов госуправления, облисполкомов, НАН Беларуси, представителей бизнес-сообщества и экспертной поддержке международных организаций (агентств и представительств ООН/ПРООН в Беларуси, Глобального экологического фонда, Всемирного банка, Минского международного образовательного центра им. Й. Рау).

Основная декларируемая цель – увеличить ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2 раза. Для этого планируется увеличить долю микроорганизаций, малых и средних предприятий в общем объеме ВВП. В разы должны снизиться отношение государственного долга к ВВП и отношение платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам республиканского бюджета.

А в денежно-кредитной политике стратегическим направлением названо «создание монетарных основ устойчивого и сбалансированного развития экономики и снижение инфляции». Соответственно, инструментами должны стать процентная политика и плавающий валютный курс.

Из угроз чиновникам Минэкономики основными видятся дальнейшее старение населения и рост демографической нагрузки, а также отток трудоспособных граждан, особенно высококвалифицированных специалистов. Другие угрозы – снижение отдачи от инвестиций, высокая импортоемкость экономики, медленные темпы перестройки экономических отношений и технологическое отставание. Здесь программа-2030 во многом повторяет нашумевший доклад министра экономики Николая Снопкова, обнародованный еще в феврале 2013-го.

Также в программе упоминаются возможные международные дискриминационные меры, ограничивающие доступ к зарубежным технологиям, «ноу-хау», финансовым ресурсам и рынкам и относительно высокая зависимость темпов экономического роста от внешних поставок и колебания цен на энергетические и сырьевые ресурсы.

Структурно программа разделена на две части – до 2020 года и до 2030 года. В первой части предлагается завершить подготовку к «решительному рывку» (отсюда и все действия – оценить, подготовить, собрать и т.д.), а уже во втором периоде, собственно, и совершить «рывок». То есть нынешнее правительство будет «создавать базу», предоставив реализацию «рывка» своим преемникам. И, вероятно, уже и новому президенту – ведь как раз в 2020-м пройдут очередные выборы главы Беларуси.

«В программе-2030 откровенно преувеличены наши достижения, то есть точка, в которой мы находимся сегодня. Поскольку оценка сегодняшнего положения приукрашена, уже возможны отклонения от реализации этого плана развития. Также в документе виден разрыв министерского уровня управления и положения в отраслях, на предприятиях, – говорит Валентин Лопан, директор «Агентства деловых связей». – Видно, что в программу включили предложения, которые предоставили министерства, а те получили от предприятий. Общие пожелания соседствуют с очень конкретными проектами. Причем некоторые из них уже либо реализованы, либо близки к завершению – как строительство завода по производству электропоездов. В автомобилестроении ставится цель организовать производство машин на гибридном и электрическом приводе, но ничего не сказано о том, как это сделать. Предлагается организовать массовое производство обычных автомобилей (наверное, Geely) и модернизировать "МАЗ"».

Эксперт БДГ обращает внимание, что в тексте программы много раз упоминается ЕАЭС, хотя для достижения поставленных целей требуется более тесное сотрудничество с ЕС – источником современных технологий. Также недостаточно уделено внимания транспортной инфраструктуре. Нет задачи увеличения сети автомобильных дорог и скоростных железных дорог. Говорится только о твердом покрытии существующих дорог и строительстве скоростных магистралей в областные центры, но это уже реализуется.

«Без политической трансформации все написанное останется декларацией», – резюмирует Валентин Лопан.

«Если оценить планы по росту экономики, то рост ВВП к 2030 году в два раза – это 4,7-4,8% в год, а рост в 1,5 раза – это 2,7-2,8% в год. То есть правительство изначально заложило возможность щадящего напряжения сил. Но уже 2014 год и реальная оценка 2015 года наглядно демонстрируют невозможность и такого щадящего роста. Что только доказывает виртуальность первого этапа, как и всей программы в целом, – считает Владимир Артюгин, главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД», – Рост на 25% числа нетрудоспособных на 1000 работающих ставит вопрос или об увеличении пенсионного возраста, или о снижении соотношения пенсий к заработной плате».

По мнению эксперта БДГ, в программе не прописано никаких механизмов привлечения инвестиций, если не считать снижения инфляции. Разговоры о создании правового государства и перераспределении прав и обязанностей из центра в регионы – больше намерения, чем реальность. За 20 лет ничего в этом отношении не было сделано.

«Все остальное – из той же песни. Или требует серьезной реформы, или остается благими пожеланиями. Что будет даже через 5 лет – никто не знает, что уж говорить о 15 годах, – рассуждает Артюгин. – Мировой кризис может повториться вновь, российская экономика в рецессии. То есть весь план сводится к тому, что любые проблемы можно объяснить внешними причинами. А пока будут собирать, готовить, оценивать, планировать… Как раз то, что правительство умеет лучше всего».

Зато программу-2030 уже начали использовать в своих интересах оппозиционные политики. Гражданская кампания «Говори правду» объявила, что хочет организовать общественное обсуждение представленной стратегии развития – но не так, как это делает Минэкономики. Если министерство лишь готово принимать предложения по электронной почте и только до 3 декабря, то «Говори правду» предлагает продлить этот срок до конца марта 2015-го и организовать серию круглых столов с участием независимых экономистов, представителей политических партий и гражданского общества. «До 2030 года, даже при всех стараниях, вряд ли Лукашенко останется у власти. А значит, обсуждаемая сейчас программа, – это программа экономического развития Беларуси уже без Лукашенко, то есть в условиях реформ, – сказал журналистам лидер «Говори правду» Владимир Некляев. – Пока этот документ более идеологический, чем экономический. Потому что он основывается на тех достижениях, которых, по сути, нет. В нем нет именно структурных экономических реформ, потому что если они будут прописаны, то придется думать, как быть с неэффективно работающими гигантами нашей промышленности. И никто не готов в этой программе признать, что реальная перестройка экономики неизбежно повлечет временное снижение уровня жизни людей». 

Прямая речь

Небольшое интервью со своей оценкой «Программы-2030» дал БДГ глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук: 

- Основная цель программы – увеличить ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2 раза. Насколько эта задача реальна при нынешнем составе правительства и действующей кадровой политике?

- Белорусские руководящие кадры уже порешили, что могли. Если их оставить еще на 15 лет, от независимой страны останутся ошметки, которые будет легко превратить в федеральный округ соседнего государства. Нынешний состав правительства доказал несколько гипотез:

1) белорусские распорядители чужого губят любую, даже самую привлекательную идею. Они не могут заработать ни на эмбарго, ни на свободной торговле. Если они берутся за стимулирование экспорта – он падает, если ставят задачу заместить импорт – поставки зарубежных товаров растут;

2) единственная доступная пониманию белорусских властей теория – это марксизм; 3) чиновники испытывают презрение к обыкновенным людям и частному бизнесу, поэтому всегда оставляют за собой право забрать и поделить, зарегулировать до смерти;

4) чиновники никогда не признают свои ошибки и всегда национализируют убытки от своих действий;

5) чиновники убеждены что государство – лучший из всех собственников;

6) большие начальники прекрасно устроились в серой зоне государственно-частных интересов. Они против приватизации, поскольку они все, что живое и зарабатывает, давно прибрали к рукам и поделили. Чтобы защитить свои интересы, номенклатура готова хоть программу развития Беларуси до 2090 года сегодня обсуждать и принимать. Главное, чтобы никто не трогал механизмы их управления активами, круговую поруку и структуру собственности.

Программа-2030 – это PR-инструмент, а не документ, который определяет стратегию и видение развития страны. Это документ о том, что лучше быть здоровым, красивым и богатым, чем больным, нищим уродом. 

- Согласно документу, планируется увеличить долю микроорганизаций, малых и средних организаций в общем объеме ВВП. А что реально для этого делается?

- Если для нефтяников, калийщиков и торговцев металлом создать определенные налоговые стимулы, они непременно станут малыми и даже микроорганизациями. Рост числа коммерческих субъектов будет там, где процветает культура достижения, творчества, где прибыль является показателем трудолюбия, усердия и служения потребителю, а не Левиафану. В Беларуси доминирует культура XXXXL: халтура, халява, хамство, холуйство и лицемерие. 

- Какие первоочередные меры приняли бы лично Вы, если бы перед Вами поставили те же задачи, которые ставят авторы программы-2030?

- Перед авторами программы-2030 никто не ставил никаких задач. Складывается впечатление, что они сами предложили свои услуги по его разработке. Такого рода концепции и программы можно клепать, как на конвейере, применяя известную операцию copy-paste. Если бы был заказ на реальные рыночные реформы, то мы бы обсуждали программу на 2015 год.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В правительстве, наконец, определились с тем, как следует реформировать белорусскую экономику. Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика