Подготовлена новая редакция законопроекта о государственном индикативном планировании, который фактически ставит крест на директивной системе управления экономикой. По информации БелаПАН, в ноябре законопроект еще находился в правительстве и сроки его принятия парламентом до последнего времени не были определены. Похоже, судьба законопроекта будет зависеть от исхода баталий, развернувшихся в коридорах власти по вопросу реформирования экономики.
17 лет, которые завели страну в тупик
Нынешняя система государственного планирования и прогнозирования социально-экономического развития существует с 1998 года, когда был принят соответствующий закон. С тех пор прогнозные экономические показатели приобрели в Беларуси фактически директивный характер, обязательный для исполнения на всех уровнях — начиная от предприятий и заканчивая правительством.
Вместе с тем, белорусские власти сегодня уже публично констатирует, что система ручного управления экономикой не дает ожидаемого эффекта и по сути привела страну в тупик. За последние пять лет официальный прогноз по росту валового внутреннего продукта, который утверждался в стране указами президента, ни разу не был выполнен.
По информации БелаПАН, неэффективность нынешней системы планирования — один из ключевых аргументов, который приводят сегодня экономические власти, инициируя принятие законопроекта о государственном индикативном планировании.
Документ фактически уже готов для рассмотрения в парламенте и предполагает, что после его принятия страна откажется от доведения директивных показателей до органов госуправления и предприятий.
Вместо старой системе предлагается внедрить новую, существующую во всем цивилизованном мире. Ее суть проста: прогнозные показатели, которые утверждает государство, являются лишь ориентирами (индикаторами). Их задача — облегчить процесс прогнозирования прежде всего предприятиям, которые, глядя и доверяя планам государства, смогут точнее планировать свою будущую деятельность.
Переход к системе индикативного планирования предлагается осуществить следующим образом.
По сведениям БелаПАН, экономические власти предлагают законодательно закрепить необходимость разработки трех стратегических (базовых) документов — Стратегии научно-технологического развития, Национальной стратегии устойчивого развития, Программы социально-экономического развития. Первые два документа планируется утверждать на 15 лет, третий, как и сейчас — на пять лет.
В отличие от ежегодных прогнозов социально-экономического развития, в которых прописываются целевые показатели, будут утверждаться так называемые индикативные планы. Что это изменит?
Сегодня корректировать прогнозные показатели, которые утверждаются указом президента и которые носят директивный характер, может только первое лицо. Годовые индикативные планы, на которые планируется перейти, будут позволять правительству при необходимости оперативно их корректировать. Скажем, в связи с изменением внешней конъюнктуры.
Такая практика существует сегодня в России, в которой правительство может менять прогнозные экономические параметры по ходу года. Система регулярного пересмотра прогнозных показателей характерна также для европейских стран и позволяет гибко подстраивать экономическую политику под меняющиеся условия.
Система, на которую нет денег
После того как белорусская система государственного планирования явно зашла в тупик, отказаться от нее необходимо, считают эксперты.
«Мир стал турбулентным, внешняя конъюнктура достаточно быстро меняется, и поэтому международные организации, и даже Россия, перешли к уточнению прогнозов раз в квартал. Мы на этом фоне со своими директивными целевыми показателями выглядим архаично», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
В сохранении системы управления экономикой, которая существовала в стране последние 17 лет, эксперт не видит никакого смысла: «Если мы будем таргетировать целевые показатели, то результат такого подхода мы хорошо знаем — запасы на складах».
Разработчики законопроекта о государственном индикативном планировании также обращают внимание на этот момент. Выполнение директивных показателей ведет, по их мнению, к неэффективному использованию финансовых ресурсов.
Независимые эксперты считают, что система директивных показателей, существовавшая в стране на протяжении многих лет, как раз и привела к возникновению проблем, за которые мы сегодня расплачиваемся.
«Система, которую мы собираемся демонтировать, требовала значительных ресурсов. У бюджета, который потратил много средств на поддерживание директивной модели экономики, накопился долг, на обслуживание и погашение которого уходит ежегодно порядка 6% ВВП. Это значительная сумма, которая сокращает финансовые возможности бюджета», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Продолжать управлять экономикой с помощью директивных показателей дальше невозможно — на это просто нет денег, считает эксперт.
В этой связи белорусские экономисты выражают надежду, что от системы, которая существовала в стране 17 лет, будет принято решение отказаться.
«Хочется верить, что здравый смысл восторжествует, и мы перейдем на новую ступеньку своего экономического развития», — говорит Чубрик.
Эксперты отмечают, что если исходить из рациональной логики, нынешняя система управления экономикой должна быть в ближайшее время демонтирована.
«Экономические показатели, утверждаемые на официальном уровне, уже много лет в Беларуси не выполняются. Если чайник не работает, мы от него отказываемся и покупаем новый. Аналогичный подход нужно использовать и в данном случае», — считает Ирина Точицкая.
Вместе с тем, в коридорах власти существуют разные мнения относительно необходимости принятия законопроекта о государственном индикативном планировании. К слову, первая редакция этого законопроекта вносилась в белорусский парламент еще в 2012 году, однако тогда документ так и не был принят.
Возможно, сегодня, спустя три с лишним годом, решение может быть другим, и страна наконец-то откажется от директивной системы показателей. Просто потому, что для их выполнения уже банально нет денег.