Постановлением Совета министров от 23 декабря № 1084 утверждена концепция энергетической безопасности Беларуси.
Как сообщает БелаПАН со ссылкой на пресс-службу правительства, для предотвращения угроз энергетической безопасности, а также снижения восприимчивости экономики и смягчения последствий от их реализации в концепции предусматривается к 2035 году: повышение энергетической самостоятельности (индикаторы «Отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР» и «Самообеспеченность страны топливно-энергетическими ресурсами для транспорта» перейдут из критической зоны в предкритическую); повышение уровня диверсифицированности поставщиков и видов энергоресурсов (индикатор «Доля доминирующего поставщика энергоресурсов в общем импорте ТЭР» перейдет из критической зоны в предкритическую, а «Доля доминирующего вида топлива в валовом потреблении ТЭР» из предкритической в нормальную). Также предусмотрено поддержание надежности поставок ТЭР конечным потребителям.
Предусматривается «существенное снижение зависимости энергетики от природного газа»; снижение энергоемкости ВВП (индикатор «Энергоемкость ВВП» снизится на 50% по сравнению с 2005 годом, но по-прежнему останется в предкритической зоне); повышение устойчивости экономики к резкому повышению цен на импортируемые энергоресурсы (индикатор «Отношение стоимости импортированных ТЭР к ВВП» перейдет из предкритической в нормальную зону).
Достижение поставленных целей предполагается за счет расширения использования местных, в том числе возобновляемых, источников энергии и разработки и внедрения сбалансированного комплекса мер по стимулированию их использования; фокусирования ресурсов на освоении потенциала биомассы, торфа, биогаза, ветра, гидроресурсов; совершенствования технологий использования потенциала бурых углей, горючих сланцев, солнечной энергии; компенсации добычи нефти увеличением объемов производства биодобавок в топливо и перевода транспорта на альтернативные виды энергии (газ, электроэнергия); расширения добычи ТЭР в России и Казахстане в рамках ЕЭП; создания условий для расширения объемов транзита природного газа; формирования рациональной системы внутренних цен на энергоносители за счет их постепенной управляемой либерализации для стимулирования эффективного использования энергоносителей в экономике и населением; завершения строительства АЭС; снижения удельных топливных затрат на производство электрической и тепловой энергии за счет модернизации неэкономичных морально и физически устаревших основных производственных фондов ТЭК и др.
Основными механизмами реализации концепции должны стать: стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая должна определять варианты развития отраслей ТЭК на перспективу 10-15 лет; государственные программы, в которых должны быть закреплены уточненные параметры заданных вариантов развития ТЭК на ближайшие годы, определены экономические условия и возможности их реализации, конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность организаций отрасли, а также реализовано научно-техническое сопровождение достижения целей, заложенных в концепции.
Министерству экономики, Министерству энергетики, Государственному комитету по стандартизации, Белорусскому государственному концерну по нефти и химии, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено ежегодно до 15 февраля представлять в Национальную академию наук информацию о результатах достижения индикаторов энергетической безопасности, определенных в концепции.
Национальной академии наук поручено ежегодно до 25 февраля представлять в Совет министров сводный отчет о состоянии энергетической безопасности с предложениями по ее укреплению.