По словам бывшего министра труда Александра Соснова, Беларуси нужны настоящие реформы, а не их имитация через повышение пенсионного возраста.
Напомним, 5 января представители Института социологии НАНБ, ссылаясь на данные предыдущих исследований, заявили, что большая часть населения готова к повышению пенсионного возраста на год. «На самом деле, все видят и все знают, какой возраст выхода на пенсию у наших соседей, все знают экономическую ситуацию в Беларуси, поэтому я бы сказала так: людям бы не хотелось этого повышения, но они с пониманием относятся к тому, что пенсионный возраст будут повышать», — заявила заведующая отделом социологии социальных инноваций Института социологии Виолетта Шухатович.
В то же время результаты национального опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (Литва) в декабре 2015 года, свидетельствуют об обратном. Так, с утверждением о том, что «пенсионный возраст необходимо повысить, чтобы увеличить пенсии», согласились 20,3% опрошенных (в декабре 2014 года — 17%). С тем, что «повышать пенсионный возраст не следует, поскольку многие не доживут до пенсии», согласились 73,1% респондентов (в декабре 2014 года — 76,7%).
Опрос НИСЭПИ показывает, что главными сторонниками повышения пенсионного возраста в Беларуси являются крайние возрастные группы: 18—29 лет — 23,6%, 60 лет и старше — 27,1%. «Для первых пенсия — это абстракция, думать о которой сложно, вторым никакая серьезная пенсионная инновация не грозит. Минимум поддержки выразили респонденты в возрастной группе 40—49 лет», — отмечают социологи.
«Прежде чем подымать пенсионный возраст, надо бы поднять продолжительность жизни. Она в Беларуси не слишком растет, у нас не так много долгожителей», — заявил БелаПАН Александр Соснов.
Он напомнил, что повышение пенсионного возраста является одним из условий Международного валютного фонда, с которым Беларусь продолжает вести переговоры о новой программе расширенного финансирования. «Но ведь МВФ говорит о проведении реформ, а белорусские власти понимают их только как повышение пенсионного возраста», — отметил бывший министр труда.
Соснов полагает, что власти вряд ли просчитали, какую конкретную выгоду может принести повышение пенсионного возраста. «Да, в какой-то мере это ослабит напряжение на пенсионный фонд, но ненадолго. Потому что не решается основная проблема: не реформируется экономика. Бюджет страны в основном набивается за счет транзита и таможенных платежей, а также штрафов и разных поборов с населения. Власть как сидела паразитом на шее населения, так и сидит», — сказал он.