Предложения частного бизнеса: виртуальные кластеры. 21.by

Предложения частного бизнеса: виртуальные кластеры

24.11.2016 16:58 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пока государство занимается методическими разработками, донести идею объединения компаний в кластеры до участников рынка предлагают сами предприятия. Корреспондент БДГ побеседовал с генеральным директором ОДО «ПромСварка» Татьяной Волотовской, после чего стало понятно: о том, что такое кластер, знают очень немногие, но даже их виртуальный формат способен реально изменить производство.

- Татьяна, Вы анонсируете в интернете некую программу под названием «ПромоЭкспорт». Расскажите об этом проекте.

- Проект, который мы начали предлагать, называется Партнерская Программа информационной поддержки «ПромоЭкспорт». Это продукт, основная цель которого – создание виртуального B2B-сообщества для производственных предприятий малого и среднего звена Беларуси, занятых в сфере металлообработки.

Пока государство позаботится о том, чтобы создать для кластеров нормативно-правовую и организационно-методическую базу, мы решили выявить процент компаний, заинтересованных в такого рода объединениях. И для начала предложить им интернет-площадку для организации «виртуальных кластеров».

В нашей отрасли очень много малых предприятий, которые оснащены современным оборудованием в какой-то одной технологической операции. Да это и понятно. Не может малое предприятие в силу ограниченности в  финансах позволить построить себе производственное помещение, оснастить его современным оборудованием на всех этапах производства, иметь в своем штате высококвалифицированных конструкторов, маркетологов со знанием иностранных языков для продвижение своей продукции на западные рынки. 

Вот и имеем: у одного уникальный станок лазерной резки, у другого высокоточный обрабатывающий центр с ЧПУ, у третьего – высокотехнологичное сварочное оборудование, у четвертого современная покрасочная камера, у пятого – конструктора мирового уровня, а у шестого – креативный маркетолог.

Какие ресурсы можно объединить и на чем можно уменьшить собственные затраты: аренда производственных площадей, аренда оборудования у участников Программы, единое конструкторское бюро, логистические услуги, банковская поддержка участников Программы, продвижение единой площадки Программы, плюс продвижение продукции, дизайн и проч.

Сейчас все абсолютно разрознены, и нет каналов взаимодействия. Мы рассчитываем, что Программа станет этой объединяющей платформой.

- Мотивация создания программы понятна. И как Вы оцениваете перспективы ее реализации?

- На первое время в действенных инструментах под рукой только метод убеждения. Наши производства дезориентированы. Часто важное уходит на второй план, а его место занимает просто необходимое для поддержания деятельности. А что наиболее важно для частного производственного бизнеса в нашей стране? Это возможность привлечь инвестиции.

Давайте вспомним Китай 20 лет назад. Первое, что они делали, организуя производство, покупали самое современной оборудование у мировых лидеров, а затем приглашали весь мир и показывали, на каком оборудовании они будут всё это производить. Сегодня экономика Китая первая.

И кому, как не представителям  малого и среднего бизнеса заниматься привлечением инвестиций? Частный бизнес для иностранных инвесторов более привлекателен, чем крупные государственные предприятия, ведь именно этот сектор в Европе -  самая деятельная, самая активная часть населения!  Он один из главных двигателей экономики европейских стран – до 50% ВВП создается с помощью частного бизнеса. Там он является важнейшим фактором стабильности. И там ни у кого не вызывает сомнений, что концепция вложения средств в крупные предприятия неэффективна.

Далеко ходить не нужно – бок о бок с нами динамично развивающаяся национальная экономика Польши сделала ставку на малый и средний бизнес и не прогадала. Сегодня в Польше производительность труда на государственных предприятиях вдвое ниже, чем на частных. 

Около пяти лет назад я в составе делегации посетила несколько промышленных предприятий Швеции. Я испытала настоящее потрясение от увиденного. Завод специализируется на выпуске промышленного оборудования (95% продукции идет на экспорт), вернее на проектировании, разработке и сборке готового изделия. В штате: конструкторы-разработчики, программисты, электронщики, дизайнеры. Т.е специалисты, которые в течение полугода способны создать новый продукт в линейке.

Рядом с этим предприятием находятся пять частных предприятий, которые специализируются на выполнении одной операции: резка металла, сварка, покраска и т д. Государство выделяет им льготный кредит на закупку высокоточных станков и оборудования с ЧПУ. Причем станки закуплены у мировых лидеров в этой отрасли. Итог – высокая точность и качество изготовления на всех этапах, высочайшая культура производства, частные предприятия, всегда имеющие гарантированные заказы, и высокая маржинальность готового продукта на головном предприятии.

- Неужели Вы всерьез рассчитываете на то, что какая-то Программа сможет реально изменить условия ведения бизнеса, которые складывались десятилетиями?

- К сожалению, у нас пока небольшое количество малых предприятий, способных к взаимодействию с целью создания подобного объединения. Это требует определенного осмысления. Но для решения непосредственно этого вопроса и создана Программа информационной поддержки.

Лично мое мнение – наша страна может быть еще более привлекательна для иностранных инвестиций, чем Польша. Причин много: территориально, мы члены огромного Евразийского союза, Беларусь известна качеством своих продуктов и квалифицированной рабочей силой,   у нас сохранились сильные инженерно-технические кадры, да и произвести работу у нас значительно дешевле, чем в Европе. 

Я знаю, что европейские компании уже посещали несколько наших заказчиков с целью разместить у нас часть своего производства. Опыт работы показал, что длительное сотрудничество с европейскими частными иностранными компаниями  создает теплые и доверительные партнерские отношения. 

На протяжении семи лет работы у меня были две попытки создания совместного производственного предприятия с европейскими партнерами. Первый раз в 2011 году. Но тогда произошла 300% девальвация. Второй раз в декабре 2014 году, ситуация примерно повторилась, правда не в таком масштабе.  И у нашего потенциального инвестора появляется вопрос, что такое «курсовые разницы», которые делают результат работы компании убыточным?

Поэтому всем министерствам, ведомствам, депутатам надо решить только один вопрос: что нужно сделать в законодательной области, чтобы инвесторы поверили в нашу страну?

Я Вам расскажу такой случай: мы получили заказ из Европы на изготовление элементов осветительных мачт для немецких автобанов. Мы запросили стоимость изготовления у шести предприятий государственной и частной формы собственности. Ценовая разбежка стоимости конечного продукта – от 35 евро у частного предприятия до 368 евро – у крупного государственного предприятия. Изготовление в Польше этой детали стоило 18 евро. Без комментариев.  

Инвестор должен поверить в то, что мы можем делать лучше, чем в Китае, дешевле, чем в Польше, а государство может им гарантировать стабильности в законодательной сфере.

- Как Ваша программа может помочь сделать хотя бы первые шаги в увеличении экспорта?

- На самом деле очень просто. Если для получения конечного продукта с высоким экспортным потенциалом необходимо объединение производственных мощностей нескольких предприятий, то в первую очередь эти предприятия должны знать о существовании друг друга.

И не просто знать о существовании, но понимать: с помощью каких технологий и на каком оборудовании можно решить те или иные производственные задачи.

Вы знаете, что в 2014 году была принята Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь до 2020 года?

Вот и большинство представителей нашего малого и среднего бизнеса об этом не знает. А ведь Концепция открывает совсем другие горизонты. Это прекрасная возможность консолидации производственного бизнеса с целью продвижения своих экономических интересов. Объединение обеспечивает освоение новых технологий, повышение конкурентоспособности, снижение себестоимости.

Мы, конечно же, в рамках Программы, никого не объединяем. Наши кластеры виртуальные: предприятия, чья деятельность связана с металлообработкой, просто рассказывают о себе, чем они занимаются, каким оборудованием располагают, какие операции могут на нем производить. И эта прикладная информация располагается на одной платформе. Это –  росток реального кластера.

- И какого рода задачи эти «виртуальные кластеры» могут решать?

- Начну с примера из жизни. Три года назад мы участвовали в тендере на изготовлении рам лесовозов для совместного финско-российского предприятия. Наша компания – профессионал в области сварки, но нам необходима была кооперация с двумя предприятиями, специализирующимися на отдельных операциях металлообработки.

Требования к изготовлению – европейский стандарт качества. Для технического аудита нам необходимо было выслать  фото оборудования и помещения, где будет производиться изделие. Увы, мы так и не смогли найти частного партнера, объединившись с которым, мы смогли бы обеспечить производство изделия, на сумму 75 000 евро ежемесячно, сохраняя цену за единицу продукции неизменной на протяжении всего контракта (3 года). Предприятия с нужным оборудованием, высокой культурой производства  и главное, конкурентной ценой, оказались в радиусе 300 км от Минска. Транспортные расходы на протяжении всего этапа производства (от закупки металла до доставки готового изделия), оказались слишком велики. Контракт был потерян.

Вот тогда у меня и возникла идея делового партнерства частных производственных предприятий. К сожалению, с того времени мало что изменилось, но с чего-то нужно начинать. Почему бы не создать вначале единую платформу, где будут объединены десятки предприятий частного бизнеса одного сектора, в частности, предприятия, занимающиеся металлообработкой?

В данном случае информация становится объединяющим фактором. Для начала эти предприятия расположатся рядом друг с другом на одной интернет-площадке. И кто знает, вдруг один участник Программы проявит инициативу, предложит совместный проект.

Я не исключаю, что Программа станет стартом нового направления чей-то деятельности. Возможно, кто-то найдет нового поставщика сырья, откроет новый канал сбыта. Возможно, произойдет интеграция производств, которая позволит не просто жить предприятиям, а эффективно работать. Возможно, это даст начало разработке новой уникальной технологии. Возможно, это сформирует благоприятные условия для создания уникального продукта, того самого, экспортные возможности которого будут несомненны.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пока государство занимается методическими разработками, донести идею объединения компаний в кластеры до участников рынка предлагают сами...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика