Чем аналог "Великого камня" Сюнъань в Китае будет отличаться от нашего проекта
15.06.2017 19:56
—
Новости Экономики
|
Правительство КНР недавно заявило о своем решении создать в провинции Хэбэй в Северном Китае новый современный мегаполис. Он уже имеет название — Сюнъань. По своей экономической структуре он напоминает как некоторые китайские проекты, такие, к примеру, как Шэньчжэньский особый экономический район или шанхайский Пудун, так и наш индустриальный Зачем Китаю новый город и кто будет в нем проживать, Город цифрового солнца — Китай все более мощно заявляет о себе на международной арене. Одним из наиболее резонансных событий последнего времени стал состоявшийся в середине мая международный форум, посвященный инициативе Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс и один путь». Наша страна одна из первых получила приглашение принять в нем участие, причем на высшем уровне. Александр Лукашенко возглавил белорусскую делегацию и выступил на форуме с предложениями по многосторонней и двусторонней повестке. Примечательно, что как с белорусской, так и с китайской стороны на мероприятии поднимались вопросы реализации еще одной инициативы Си Цзиньпина — создания у нас Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Этот проект привлекает все больше внимания мировой общественности, и отнюдь не случайно накануне вылета в Пекин президент подписал указ, который еще более улучшил условия работы резидентов. Отход на северМасштабные проекты Си Цзиньпина по возрождению торговых маршрутов «Один пояс и один путь» подталкивают к внимательному изучению и иных инициатив председателя КНР. Так, например, совсем недавно была озвучена еще одна идея о создании в Китае нового города будущего — Сюнъань. Об этом пока еще не столь широко говорят в нашей стране. Однако возможность появления на карте КНР такой точки вызывает не просто банальное любопытство, а практический интерес. Аналогия ведь с нашим «Великим камнем» — налицо. Итак, 1 апреля 2017 года ЦК КПК и Госсовет КНР издали совместный циркуляр о решении создать в Северном Китае «новый район Сюнъань». Для размещения города был выбран участок в провинции Хэбэй. Он находится на расстоянии 100 километров от Пекина и практически на таком же удалении от крупного портового города центрального подчинения Тяньцзиня, а также Шицзячжуаня — столицы провинции Хэбэй. Новый район будет включать в себя три уезда: Сюнсянь, Жунчэн и Аньсинь, а также прилегающие к ним территории. На стартовом этапе его площадь составит около 100 квадратных километров, но потом он разрастется до 200 квадратных километров, а в перспективе может охватить и в десять раз большую территорию. Место для размещения нового мегаполиса выбрано не случайно. Во-первых, это территория Северного Китая, который развивается менее динамично, чем юг, и нуждается в мощной индустриальной точке роста. Такую роль Пекину с его перманентными проблемами в экологии, перенаселенностью и функциональной перегруженностью сейчас не сыграть. Поэтому новый город должен освободить столицу КНР от многих функций, не связанных с административным управлением. А во-вторых, и это особая изюминка проекта, новый город будет перестраивать существующую структуру экономики региона. Он будет возводиться в давно освоенной местности, где ведется активная экономическая деятельность. Иными словами, проект потребует новых инновационных, нешаблонных решений. Примененные в Сюнъане подходы по трансформации существующих населенных пунктов в город будущего станут образцом и для других регионов КНР. А это уже выводит данный проект с регионального уровня на общегосударственный. Кстати, как только было объявлено о создании Сюнъаня, его стали сравнивать с преобразованным из рыбацкой деревни в современный мегаполис городом Шэньчжэнь, а также с шанхайским финансовым центром Пудун. Как построить практически на пустом месте мегаполисы-миллионники, в КНР знают не понаслышке. Немного информации к размышлению: совокупный ВВП Пекина, Тяньцзиня и провинции Хэбэй в 2016 году составил 1,09 трлн долларов, или 10% ВВП Китая. Это практически сопоставимая цифра с ВВП всей Российской Федерации — 1,3 трлн долларов. При этом ВВП города Сюнъань, в котором ныне проживает чуть более 1 млн человек, составлял всего 2,9 млрд долларов. По оценкам экспертов, работы по возведению нового города обеспечат занятость 5 млн человек. Снятся людям иногда зеленые городаРуководство КНР объявило о том, что строительство Сюнъаня призвано решить ряд задач. Помимо возведения ультрасовременного зеленого города мирового уровня с применением новейших экологических и информационных технологий, таким образом хотят «активизировать развитие инновационной промышленности по мере наращивания темпов экономического роста». Город превратится в «живописный экологически чистый ландшафт с голубым небом, чистым воздухом и чистой водой». Но для этого предстоит обеспечить высокое качество общественных услуг и укрепить инфраструктуру, внедрить новую модель управления городом, а также создать быструю и эффективно функционирующую транспортную сеть и зеленую транспортную систему. Благодаря строительству Сюнъаня руководство КНР планирует «реализовать структурные и институциональные реформы по стимулированию жизнеспособного рынка». Опубликованию решения о создании нового района Сюнъань предшествовала кропотливая работа — на протяжении года. В нее по поручению руководства страны были вовлечены ученые, практики, эксперты. Работа проводилась в рамках Программы скоординированного развития регионов Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, которую утвердили в апреле 2015 года. Все это делалось при личном участии руководства страны. Красноречивая деталь: накануне принятия основного решения Си Цзиньпин посетил уезд Аньсинь провинции Хэбэй, где провел заседание по проектированию и строительству нового района Сюнъань. По словам Си Цзиньпина, он должен быть «построен как умный и экологически чистый город международного уровня, где преимущественно будут развиваться новые техноемкие промышленные отрасли». Успех в создании нового района с промышленными производствами будущего будет подкреплен развитой транспортной инфраструктурой и доступом к морским каналам транспортировки через порт Тяньцзинь, обеспечивая тем самым логистику для поставок по всему миру и возможности для международного сотрудничества. В настоящее время около Пекина уже реализуется ряд инфраструктурных проектов, включая строительство нового пекинского международного аэропорта Дасин, вторую очередь возведения сталелитейного комплекса Цзиньтань в Чаофейдяне. Для руководства новым городом назначены чиновники, имеющие богатый опыт в создании городов будущего: Су Цин, бывший секретарь парткома Шэньчжэня, назначен заместителем секретаря парткома, а на должность секретаря парткома подготовительного комитета нового района Сюнъань — бывший чиновник администрации нового района Бинхай города Тяньцзинь Юан Тунли. Поступь драконаВ общем, руководство Китая, основательно подготовившись, развернуло перед общественностью проработанный до мельчайших деталей план дальнейших шагов по созданию нового района и… столкнулось с неспрогнозированной в кабинетной тиши бурной реакцией компаний и простых людей, которые поверили в этот проект и решили поучаствовать в нем своими собственными деньгами. Помимо резкого роста котировок строительных, риелторских, индустриальных компаний, появился ажиотажный спрос на жилье в прилегающих к Сюнъаню уездах. Серьезность ситуации потребовала срочного рассмотрения вопроса на заседании Госсовета, который отменил и приостановил сделки, совершенные после 1 апреля 2017 года, а также взял ситуацию во всем регионе под постоянный контроль. В истории о Сюнъане постоянно возникают аналогии с Китайско-Белорусским индустриальным парком «Великий камень». В обоих случаях речь идет о создании инновационных производств нового поколения, опирающихся на продуманную логистику и выгодные условия для развертывания бизнеса. Особенность нашего парка — работа по его развитию подходит к фазе запуска производств и динамичного увеличения количества резидентов. Все необходимые условия, включая создание городской инфраструктуры, обеспечение максимально благоприятных условий и льгот для его резидентов, уже выполнены. Подписание указа открывает путь для развертывания работ. Вместе с тем очевидно, что обе эти инициативы по созданию Китайско-Белорусского парка и нового района Сюнъань могут быть взаимодополняемы. С одной стороны, Беларуси стоит изучить возможности применения опыта градостроительства, реструктуризации экономики региона, создания умных, зеленых городов, их специализации с разделением столичных и иных функций. С другой стороны, не исключено, что на этом этапе можно установить прямые связи между «Великим камнем» и строящимся районом Сюнъань для обмена не только опытом, но и проектами, идеями, установления кооперационного сотрудничества. Кроме того, не стоит сдерживать наше стремление посоревноваться с Сюнъанем по ключевым показателям экономической эффективности, например по уровню на 1 квадратный километр инвестиций, размеру выручки, чистой прибыли, по эффективности управления производствами и обеспечению защиты окружающей среды. В общем, глядя на Сюнъань и на «Великий камень», понимаешь: при схожести двух моделей, принимаемых решений, действий пока есть одно настораживающее отличие между двумя проектами. Если китайская сторона пытается сбить ажиотаж у инвесторов, то белорусская — старается вселить в них оптимизм. Значит, есть что-то еще, что влияет на настроения инвесторов, — это перспективы рынков сбыта продукции. Очевидно, что произведенные в Сюнъане товары будут востребованы на самом быстро растущем в мире китайском рынке или же пойдут вдоль «Одного пояса и одного пути». В свою очередь, для реализации произведенной продукции в индустриальном парке «Великий камень» потребуется больше усилий. Если только не синхронизировать эти два проекта, не подключить их друг к другу, что откроет для «Великого камня» китайский рынок и создаст не менее благоприятные перспективы для потенциальных инвесторов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если китайская сторона пытается сбить ажиотаж у инвесторов, то белорусская - старается вселить в них оптимизм.
|
|