Государственно-частное партнерство в Беларуси: есть ли шансы у попытки номер два
26.06.2018 12:43
—
Новости Экономики
|
Палата представителей 14 июня Партнер юридической фирмы Arzinger&Partners Дмитрий Вильтовский обращает внимание на ключевые изменения в законопроекте: — объекты инфраструктуры смогут передаваться частным лицам во владение, пользование (в том числе в безвозмездное) для реализации проектов в сфере ГЧП, — иностранные лица не могут заключать соглашение о государственно-частном партнерстве, — теперь ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, — обоснованные расходы частных юридических лиц по подготовке предложения о реализации проекта в сфере ГЧП (технико-экономического обоснования, юридические услуги и т.п.) подлежат возмещению победителем конкурса, — установлены конкурсные процедуры: двухэтапный конкурс включает в себя предварительный отбор участников конкурса и определение победителя конкурса, трехэтапный конкурс — предварительный отбор, проведение консультаций с включенными в список участниками конкурса, определение победителя конкурса, — участникам конкурса предоставлено право обжаловать действия (бездействие) и решения комиссии по проведению конкурса. «То, что иностранная организация не может заключать соглашение о ГЧП, существенно снижает интерес иностранных инвесторов. Отмечу, что законодательство, регулирующее заключение инвестиционных договоров в Беларуси, позволяет иностранным гражданам и юридическим лицам заключать такие договоры», — поясняет Вильтовский. Государственно-частное партнерство как институт хоть и существовал в Беларуси с 2015 года, но пока На вопрос, могло ли быть таких проектов больше, Вильтовский отмечает — и да, и нет. «Процедура отбора проектов остается сильно забюрократизированной, и поправки в закон, к сожалению, не упрощают этот механизм. К тому же, мы помним, что не всегда частный интерес (вопрос зарабатывания денег) сходится с государственным, например, в случае строительства тех же детских садов. Сейчас нет простого и быстрого по времени реализации, дешевого порядка подготовки и выбора предложений о реализации таких проектов», — аргументирует юрист. Сегодня этот вопрос регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением Совмина и, субъективно, этот порядок не соответствует критериям взаимовыгодного сотрудничества, считает эксперт. «Уверен, что не стоит останавливаться на проекте изменений в существующий закон. Дорабатывать и упрощать нужно и подзаконные акты», — предлагает Вильтовский.
«Надеемся, со вступлением в действие настоящего закона, процедура будет существенно изменена», — резюмирует юрист. Государственно-частное партнерство — это один из инструментов финансирования инвестиционных проектов. В Европейском союзе и по всему миру ГЧП-проектами становятся: автодороги, больницы, мусороперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции и др. объекты. Такие примеры в прошлом и публиковались на сайте белорусского Центра ГЧП. Для бизнеса и кредиторов эти проекты интересны залоговыми гарантиями и возвратом вложений. Государству — интересно непрямое финансовое участие и отсутствие дополнительной нагрузки на бюджет. Есть социальный объект или другой объект инфраструктуры, который нужно привести в порядок, он может приносить доход, но источников финансирования прямо сейчас в бюджете не хватает — с высокой долей вероятности это проект, который подойдет для ГЧП.
Пока же, до принятия закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства», всех необходимых поправок и подзаконных актов, регламентирующих «правила игры», крупные инфраструктурные инвестпроекты, как правило, заключались либо через форму отдельных указов главы государства, либо, в единичных случаях в сфере энергетики, Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY выяснял, заработает ли широко используемый в мире и очень нужный Беларуси инструмент, если документ будет подписан в нынешнем виде.
|
|