Правозащитники направят депутатам законопроект "О свободе мирных собраний", разработанный белорусскими и зарубежными экспертами. Презентация документа состоялась 28 июня в Минске.
Заместитель председателя закрытого властями правозащитного центра "Весна" Валентин Стефанович напомнил, что Палата представителей 7 июня приняла во втором чтении поправки в закон о массовых мероприятиях. Госорганы характеризуют документ как прогрессивный, либерализующий условия проведения массовых мероприятий. Однако, считает правозащитник, "это не так, поправки не снимают многих проблем", на которые указывают независимые эксперты.
В частности, отметил он, законопроект не отменяет ограничения мест проведения массовых мероприятий. По словам Стефановича, уличные собрания должны проводиться не в определенных властями и, как правило, малодоступных и малолюдных местах, а в непосредственной близости от тех, до кого хочешь донести свое мнение.
Еще одной из ключевых нерешенных проблем Стефанович назвал сохранение нормы о необходимости для организаторов собрания оплачивать услуги различных государственных структур, в том числе коммунальных служб, милиции, скорой медпомощи. "Мы не должны платить за реализацию своих конституционных прав", — подчеркнул он.
Стефанович отметил, что у него нет больших иллюзий относительно того, что депутаты воспользуются наработками правозащитников. Однако, сказал он, законопроект, возможно, будет принят депутатами, которые будут избраны в парламент после проведения настоящих свободных выборов.
Один из разработчиков принципов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, касающихся свободы мирных собраний, эксперт из Молдовы Сергей Остаф считает, что принятие альтернативного законопроекта о свободе мирных собраний улучшило бы международный имидж Беларуси.
"Нет предела совершенству, но этот документ достоин того, чтобы его серьезно обсуждали на государственном уровне", — высказался на презентации документа Остаф.
Он отметил, что об альтернативном законопроекте "хорошо высказываются зарубежные эксперты".
В документе, по его словам, дается четкое определение понятия "мирное собрание". Как показывает практика, на большинстве собраний присутствует небольшое количество людей. На таких собраниях с численностью участников до 50 человек, считает Остаф, вообще не требуется присутствие милиции, ведь люди на них просто выражают свое мнение.
Эксперт согласен с прописанной в законопроекте нормой о том, что уведомительная процедура должна действовать при подаче заявления на проведение массовых мероприятий не только на территориях, определяемых властями, а везде, где решил провести акцию заявитель. Он отметил, что суд может вынести решение, что в определенное время и в определенном месте мирное собирание проводить нельзя. Однако, подчеркнул Остаф, это решение будет правильным, если в одном месте и в одно время будет проходить, например, традиционный праздник. При этом решение судьи не должно иметь долгосрочный характер.
Эксперт сообщил, что в некоторых странах местные власти вывешивают планы, в которых сообщается о поданных заявках на проведение мирных собраний, чтобы следующие заявители выбрали удобное для себя место и время проведения акции.
Остаф также считает, что власти должны не требовать оплаты их услуг, а сами помогать заявителям, например в предоставлении звукоусиливающей аппаратуры, обеспечении электричеством.
Эксперт из Молдовы назвал важным положение альтернативного законопроекта о том, что должен действовать принцип индивидуальной ответственности за нарушение закона во время проведения уличного мероприятия.
7 июня Палата представителей приняла во втором чтении поправки в закон о массовых мероприятиях, которые правозащитники считают недостаточными. Предложения правозащитников депутаты не учли.
Законопроект не отменяет ограничения мест проведения массовых мероприятий. По словам правозищатников, уличные собрания должны проводиться не в определенных...