С начала года в ленте новостей было довольно много сообщений о размещении белорусскими эмитентами облигаций (синоним — бондов) на зарубежных биржах. Отличились Минфин, Банк развития и «Евроторг». Для простого обывателя не совсем понятно, что это за бумаги, чем так популярны и для чего нужны. Мы постарались ответить на возникающие вопросы.
Что такое облигации?
Облигации — это фактически долговые расписки, которые хранятся на счетах в банках. Их выпускает эмитент — компания или государство, которым нужны деньги.
В Беларуси больше на слуху облигации компаний. Их активно рекламируют и предлагают купить физлицам, обещая больший доход, чем по банковскому депозиту. Полная сумма, сроки и размер выплат этого дохода (если планируется несколько платежей), как правило, известны при покупке. Возможность заранее оценить свою выгоду — это то, чем облигация отличается от других ценных бумаг. В установленный срок происходит погашение облигаций, то есть эмитент выплачивает их владельцам номинальную стоимость, указанную на самих облигациях. Более подробно об этом можно прочитать, например, в этой статье.
Основной риск для инвестора — банкротство компании-эмитента. В этом случае он может потерять вложенные деньги. Держатели облигаций, в отличие от большинства иных кредиторов разорившейся компании, получат свои деньги в последнюю очередь. То есть вероятность не получить средства очень большая. Облигации не защищены государством, как депозиты, и потому более рискованны. Но, повторимся, процентные ставки по облигациям выше.
Какие облигации бывают?
Облигации различаются по ряду параметров: по сроку погашения, по валюте выпуска, по конвертируемости, по способу обращения и так далее. Также бумаги зависят от эмитента. Государственные облигации — их выпускают госорганы, чтобы рефинансировать обязательства, покрыть дефицит бюджета и так далее. Муниципальные — их выпускают местные власти, как правило, чтобы профинансировать различные проекты. Корпоративные — их выпускают компании для финансирования инвестпроектов, расчетов по долгам и прочее.
Мы в данном случае будем рассматривать государственные и корпоративные облигации, которые размещали Минфин Беларуси, Банк развития и «Евроторг» на зарубежных биржах.
Несколько лет назад крупнейший ритейлер страны искал более привлекательные заемные ресурсы и в 2017 году владельцы сети «Евроопт» разместили на Ирландской бирже пятилетние евробонды на 350 млн долларов под 8,75% годовых. А недавно «Евроторг» выпустил на Московской бирже бумаги на 5 млрд российских рублей (78,8 млн долларов) под 10,95% годовых. Срок обращения облигаций составляет 10 лет, но через 5 лет по ним предусмотрена оферта. С помощью этих инструментов ритейлер улучшил качество кредитного портфеля. Средний срок погашения увеличится с 3,7 до 4,1 года. Доля необеспеченного финансирования выросла с 52 до 65%. 63% заимствований будут с фиксированной ставкой. Структура долгового портфеля стала более разнообразной, доля в российских рублях увеличилась с 5% до 14%.
В апреле подконтрольный правительству Банка развития привлек в экономику через дебютный выпуск евробондов на 500 млн долларов под 6,75% годовых сроком обращения 5 лет. Кроме того, состоялся полноценный дебют белорусского рубля на международном облигационном рынке. На все той же ирландской бирже, которая считается относительно дешевой площадкой, банк разместил 3-летние еврооблигации объемом 210 млн белорусских рублей с доходностью 12% годовых.
В 2017 году Министерство финансов Беларуси разместило два транша суверенных еврооблигаций с погашением в феврале 2023 года и в июне 2027 года в объеме 800 млн долларов и 600 млн соответственно, вернувшись на международный долговой рынок после дебюта в 2010 году. Доходность короткого транша была установлена на уровне 7,125% годовых, длинного выпуска — 7,625%. В феврале 2018 года Беларусь выпустила 12-летние евробонды на 600 млн долларов под 6,2% годовых.
Недавно Минфин Беларуси разместил на Московской бирже гособлигации на 10 млрд российских рублей (157,5 млн долларов) со сроком обращения 3 года. При первоначальном ориентире в 9,10−9,35% годовых в ходе торгов ставка купона установлена на уровне 8,65% годовых. По сравнению с дебютным выпуском облигаций Беларуси 2010 года (7 млрд российских рублей под ставку 8,7% годовых на срок 2 года), параметры текущего размещения Министерство финансов оценивает как успешные.
Зачем власти Беларуси идут на биржу?
Перед Министерством финансов стоит задача поиска долгосрочных и максимально дешевых источников несвязанных кредитных ресурсов, которые могли бы быть использованы для рефинансирования долга. Таковыми, по мнению Минфина, могут быть как двусторонние кредиты, так и облигации, размещаемые на внешних финансовых рынках.
Согласно данным Минфина, в 2019 году платежи Беларуси по обслуживанию и погашению внешнего госдолга составят 3,2 млрд долларов (основная сумма — 2,1 млрд, проценты — 1,1). В 2020 году платежи могут составить 3,5 млрд долларов (2,4 млрд и 1 млрд). На протяжении трех лет Беларуси придется платить по 3,5 млрд долларов. При этом стоимость заемных ресурсов будет постепенно снижаться.
От чего зависит доходность по облигациям?
Она формируется на рыночной основе и складывается из ряда факторов. Большое значение имеет кредитная история и надежность эмитента. Этими пунктами Беларусь пока не может козырять в силу короткой истории заимствований. В 2018 году Беларусь переместилась из 7-й (самой худшей) в 6-ю группу стран по классификации кредитного риска в рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Международные рейтинговые агентства также немного повысили долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Беларуси в иностранной и национальной валюте. Эти факторы при условии своевременного погашения обязательств позволяют рассчитывать на некоторое снижение ставки по новым облигациям.
Кто покупает белорусские «бумаги»?
Корпоративные облигации в отличие от банковских депозитов — это объект инвестиции, а не сбережения. Поэтому основными покупателями евробондов являются инвесткомпании, пенсионные фонды, страховые организации, банки, частные инвесторы. Но конкретные покупали бумаг белорусских эмитентов никогда не раскрывались. Чаще всего по итогам размещения называется географическая принадлежность покупателей. Но эта информация мало о чем говорит.
На самом деле, в мире существуют достаточно много инвесторов, которые любят рисковать по-крупному. Они в погоне за прибылью готовы приобретать бумаги эмитентов с невысокими кредитным рейтингом. Можно сказать, что в этом году инвесторы почувствовали вкус к белорусскому риску.
Несмотря на невысокий кредитный рейтинг, Минск почти на каждой встрече с инвесторами подчеркивает, что является пунктуальным заемщиком, погашая все обязательства точно в срок.
Неужели Беларусь такой прилежный заемщик?
В принципе, да. Минфин рассчитывается с кредиторами вовремя. Бюджетный кодекс Беларуси отдает приоритет обслуживанию и погашению долга по сравнению с прочими расходами республиканского бюджета. График погашения валютного долга равномерно распределен во времени, при этом среднегодовой платеж более чем вдвое покрывается текущим объемом международных резервов. Объемы погашения долга в 2019 году составляют менее 5,5% ВВП, что соотносится с балансом бюджета и требует лишь незначительных объемов рефинансирования, говорится в презентации Минфина.
Однако несмотря на небольшую историю, есть неудачный кейс среди корпоративных эмитентов с белорусскими корнями. В 2007 году в России размещалась «дочка» пинской фабрики «Полесье». Был взят заем на 500 млн российских рублей на 3 года под 12,75% годовых. В итоге «Торговый дом «Полесье» допустил три технических дефолта и полностью прекратил все выплаты. История аукалась более 10 лет. Стороны долго спорили, кто прав и виноват. В прошлом году произошло списание облигаций в связи с прекращением деятельности юрлица.
У «Евроторга» есть шанс поправить кредитную историю белорусских эмитентов в РФ после неудачи «Полесья». Тем более, что компания готовит допвыпуск облигаций на 5 млрд российских рублей.
Беларусь не может занять дешевле?
Может. Но белорусские власти не устраивает ряд аспектов. Например, Международный валютный фонд был готов выделить 3 млрд долларов на 10 лет под 2,28 годовых. Но этот финансовый институт требует от Беларуси проведения структурных реформ. МВФ уже выделял Минску кредит на льготных условиях для преобразований в стране, но деньги были в большей степени проедены.
Китай также готов кредитовать Беларусь на привлекательных условиях. Но он представляет связанные ресурсы, то есть надо приобретать в большом количестве у КНР оборудование, технологии и даже привлекать рабочую силу. Что касается так называемых панда-облигаций, то, по словам заместителя министра финансов Андрея Белковца, в Китае пока «отсутствует законодательное регулирование с точки зрения выпуска суверенных бондов». Поэтому данный вопрос сейчас находится на паузе.
Россия увязывает выделение Беларуси государственного кредита на 630 млн долларов с интеграционными процессами. Обсуждение идет вяло. Поэтому Минск на этот год уже застраховал себя другими источниками финансирован. Альтернативной может стать кредит Банка развития Китая на 3,5 млрд юаней, что эквивалентно 500 млн долларов. Это несвязанные деньги, которые Беларусь сможем направить на рефинансирование долга. Если все же удастся договориться с Россией, то ресурсы пойдут на погашение обязательств следующего года.
В настоящее время российский кредит имеет для Беларуси большую привлекательность, чем даже еврооблигации. Министр финансов Максим Ермолович надеется, что в среднесрочной перспективе Беларусь сможет выходить на международные рынки капитала на таких же условиях, как и Россия.
Сколько еще Беларусь будет жить в долг?
Практика привлечения заимствований — обычна для большинства стран. Главное правильно оценивать свои возможности и вовремя рассчитываться с кредиторами.
В Минфине Беларуси считают, что государственный долг находится на безопасном уровне. На 1 июня 2019 года он составлял 20,9 млрд долларов (35,2% ВВП) — значительно ниже рекомендуемых Евросоюзом 60%, говорится в презентации белорусского финансового ведомства для инвесторов. Сами власти Беларуси ограничивают себя потолком в 45%.
Внешний госдолг Беларуси составляет 16,6 млрд долларов, внутренний — 4,3 млрд. Крупнейший кредитор Беларуси — это Россия, на долю которой приходится почти 8 млрд долларов. За РФ следуют Китай (3 млрд) и Евразийский фонд стабилизации и развития (2,5 млрд). На еврооблигации на 1 июня приходилось порядка 12% (или 2 млрд долларов) внешнего государственного долга Беларуси.
Сохранение положительных темпов роста, проведение взвешенной бюджетной политики, структурные преобразования и развитие рыночных источников заимствований позволяют рассчитывать на комфортное и необременительное обслуживание долга для экономики страны, считают в Минфине.
С начала года в ленте новостей было довольно много сообщений о размещении белорусскими эмитентами облигаций (синоним - бондов) на зарубежных биржах. Отличились...