«Как работают важные для бизнеса нормы и когда не работают». Чего бизнес ждет от МНС и судов
03.10.2019 18:36
—
Новости Экономики
|
Тема презумпции добросовестности бизнеса 3 октября в очередной раз обсуждалась на самом высоком уровне. Участники Совета по развитию предпринимателей отмечают позитивный настрой всех групп участников, бизнеса, силового блока, представителей судов и налоговых органов. Часть аргументов повторена с представительного Эксперт Ассоциации налогоплательщиков Наталья Звороно и эксперт Совета по развитию предпринимательства, практикующий адвокат Екатерина Гамзунова отметили необходимость систематизации законодательных норм и судебных прецедентов, понятий «уклонение от уплаты налогов», «злоупотребление налоговыми нормами», «искусственная схема, сделка или транзакция», внедрения законодательных механизмов проверки содержания применяемых бизнесом схем на предмет их легитимности; описания признаков сделок формально не противоречащих законодательству, но при этом имеющих побочный эффект в виде возникновения налоговых льгот, которые государство считает необоснованными и противоречащими духу законов. Эксперты отмечают, к примеру, что в России есть четкие критерии незаконной налоговой оптимизации, причем к каждому критерию есть ссылки из реальной судебной практики. Также у соседей расписаны и все финансово-хозяйственные схемы, которые государство считает приемлемым или неприемлемым, причем расписаны в самой простой форме, доступной любому — в картинках, схемах. По мнению экспертов, при оценке хозоперации нужно применять принцип преобладания экономической сути операции над формой, учесть наличие реальной возможности оценки благонадежности контрагента, обеспечить наличие на официальных сайтах госорганов описания хозопераций с «изъяном» и подходов к их оценке контролирующим органом, исключение ответственности плательщика за действия третьих лиц (контрагентов). Наталья Звороно обратила внимание на проблему неоднократной финансовой ответственности бизнеса. В частности, это предусмотрено пунктом 4 статьи 33 Налогового кодекса (доначисление налогов)+ статьй 55 (пени) + статьей 13.6 КоАП (административный штраф за неуплату налогов -20% либо 40% + статья 12.1 КоАП (административный штраф за нарушение порядка ведения бухучета).
Юрист обратила внимание, что МНС скорректировало подходы и при корректировке налоговой базы в соответствии с п. 4 ст.33 Налогового кодекса меры административной ответственности по ч.4 ст. 12.17 КоАП не применяются. Но не очевидны подходы к применению этих норм ДФР . Проблемой бизнес считает длительную приостановку операций по счетам — она действует все время подготовки и рассмотрения возражений на акт проверки — до месяца. Среди предложений в проект Пленума Верховного суда: — оценка судами хозяйственной операции или сделки исходя из принципа преобладания экономического содержания хозяйственной операции над формой. — применение судами п. 4 ст. 33 НК к виновному участнику хозяйственной операции, применения судами п. 4 ст. 12.17 КоАП к виновному участнику хозяйственной операции, непосредственно внесшему в первичный учетный документ сведения не соответствующие действительности. — разграничение основания применения ч. 4 ст. 12.17 КоАП и п. 4 ст. 33 НК (исключить двойную ответственность). Предусмотреть фактическую возможность обжаловать акт проверки в порядке ст. 227 ХПК и возможность рассмотрения ходатайств в порядке ст. 116 ХПК (акт проверки основание для принятия решения о приостановлении операций по счетам плательщиков). Екатерина Гамзунова обратила внимание на то, что необходимые нормы законодательства есть, необходимо понять, как они работают и в каких случаях не работают. К примеру, согласно статье 3 Налогового кодекса в случае выявления пробелов в налоговом законодательстве (правовом регулировании), внутренних противоречий в актах налогового законодательства либо иных недостатков, создающих правовую неопределенность, решения должны приниматься в пользу плательщиков налогов. Ст. 69 Закона РБ «О нормативных правовых актах» гласит, что при обнаружении неясностей и различий уполномоченный орган может осуществить официальное толкование нормативных правовых предписаний путем принятия соответствующего нормативного правового акта. При необходимости подготавливают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов. В случае неясности или неточности предписаний нормативных правовых актов (до их устранения) суды, другие государственные органы, иные организации (должностные лица) принимают решения, исходя из максимального учета законных интересов граждан и юридических лиц. В пользу бизнеса и пункт 9.1. директивы президента № 4, требующий в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Про один такой случай TUT.BY
Предложения в проект постановления Пленума Верховного суда: — Отражать в решениях причины не применения статьи 3 Налогового кодекса и п. 9.1. директивы №4, в пользу субъектов хозяйствования; — Оценивать разъяснения госорганов и регуляторов наравне с остальными доказательствами в соответствии с принципами относимости и допустимости доказательств; — размещать на сайте Верховного суда судебные решения систематизировано по порядку применения законодательства в поддержку субъектов хозяйствования; — Объяснять критерии добросовестности или недобросовестности участников на примерах судебных решений, размещая их системно, с целью быстрого и точного поиска необходимой информации, как это сделано в России. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Участники Совета по развитию предпринимателей отмечают позитивный настрой всех групп участников, бизнеса, силового блока, представителей судов и налоговых... |
|