Каждый третий человек в мире имеет претензии к собственным глазам. Не к разрезу и цвету — качеству зрения. Близорукость здесь, пожалуй, самый известный зрительный дефект. Надоел «протез» со стеклами, что зовется очками? Они теряются, запотевают, ломаются. А ежедневный ритуал ловли линз в контейнере, замена раствора? Альтернативой последние годы все чаще называют лазерную коррекцию зрения. Да, привлекательно, но все–таки... немного страшно. К тому же волнует вопрос: почему столь известные и богатые персоны, как Билл Гейтс или Уоррен Баффет, не выбросили куда подальше свои очки при такой заманчивой перспективе?l
Глаз — не алмаз
Взглянем назад — уже в историю. Работа Святослава Федорова в Москве — его революционная на тот момент метода радикальной кератотомии — сейчас в офтальмологии считается «глубоким ретро».
Уже более 15 лет в мире, 10 — в Беларуси врачи «наводят резкость», используя лазерные установки. «Это наиболее щадящий метод, который позволяет с большой точностью получить предсказуемый результат, — по пути в операционную рассказывает заведующий отделением лазерной микрохирургии глаза 10–й минской клинической больницы Игорь Заборовский. — Однако провести лазерную коррекцию зрения можно далеко не всем. Приблизительно половине желающих мы отказываем, предвидя риск отдаленных последствий и осложнений. Подход к этому всегда щепетильный».
Итак, противопоказания. Прежде всего — возраст. Пациенту до 18 лет хирург–офтальмолог еще с порога скажет «нет». Причина проста: не до конца сформированное глазное яблоко. Есть сахарный диабет, туберкулез, нейродермит, воспалительные заболевания глаз и пр.? Тоже отказ.
Оптический прицел
Так неужели и правда: «встретился» глаз с лазером — и навсегда идеальная зоркость? Оказывается, не все так просто. Один из клинических примеров. У пациента близорукость средней степени 3 — 4 диоптрии. Лазер поработал — получили единицу. Но человек вернулся к своей привычной деятельности — он аудитор или программист, активно «нагружать» глаза для него дело привычное. А ведь они всегда приспосабливаются под зрительные нагрузки. И если в основном работа требует ближнего ракурса, а не взгляда вдаль, то и глаза подстраиваются под режим «рукой подать». Потому спустя какое–то время можно выйти на небольшой «минус».
Офтальмологи — те, которые не любят лукавить, — признают: регресс — обратное развитие близорукости — происходит в двух–трех случаях из 10 при ее изначально высокой степени (более 6 диоптрий). Впрочем, тот «минус», который был до коррекции, никогда не вернется. И если зрение было условно 8 диоптрий, то реверсия возможна в масштабах 1 — 1,5. Что с этим делать? Если позволяет толщина роговицы, докорректировать.
ПРОзрение
Кстати, наилучший возраст для лазерного лечения — 20 — 40 лет. Уже решились? Тогда вперед на диагностику. Длится тщательное обследование не менее 2 часов. Это максимально полная «разведка»: двукратное измерение остроты зрения, исследование глазного давления, осмотр сетчатки, состояния роговицы и др. Все параметры в норме? Значит, никаких препятствий. И здесь вы попадаете в хирургию даже не одного, а, по сути, половины дня. Ведь задержаться в клинике придется не больше чем на три часа, в операционной — всего 20 минут.
И вот: анестезирующие капли, векорасширитель и просьба доктора смотреть на светящуюся точку. Компьютер рассчитывает индивидуальную программу коррекции. Работа пошла. Игорь Генрихович детализирует:
— Суть вмешательства при близорукости в том, чтобы произвести срез верхнего слоя роговицы, а далее сформировать «правильную линзу». С первой задачей в нашем отделении справляется фемтосекундный лазер, работая не более полминуты, со второй — эксимерный, воздействует секунд 5 — 20. Вот это и есть самая современная методика лазерной коррекции Lasik. Надо признаться, в ряде клиник врачи умалчивают, что, проводя первый этап, работают не лазером, а микрохирургическим скальпелем, механически снимая часть роговицы. Фемтосекундный лазер воздействует намного деликатнее. Если говорить в общем, лазерная коррекция — это, по сути, «удаление» части роговицы. Получается, чем больше минусов убираем, тем больший объем ткани роговицы теряет пациент. Потому важный критерий — изначальную ее толщину определить буквально с ювелирной точностью.
— Это несколько неприятно, но безболезненно. Когда работает первый лазер, на глаз устанавливается вакуумное кольцо, появляется ощущение некоторого давления в течение 20 — 30 секунд.
Глубокий минус
Теоретически лазерная коррекция — способ вернуть зрение даже при исходных данных 18 — 20 диоптрий. И все же делать ее при минус 10 — 12 рекомендуют далеко не всегда. Ведь тогда человек потеряет большой слой наружной оболочки глаза. В довершение к этому наверняка придет регресс близорукости. Да и в принципе при таких «оптических настройках» речь скорее пойдет о замене на искусственный хрусталик, который изменит оптическую силу глаза. Такая операция даст куда больший эффект. Но рекомендуют делать ее после 40 лет, не раньше.
Песок и слезы
После операции врач проверит состояние глаз. И теперь можно отправляться домой в сопровождении кого–либо из близких. Ведь в первые часы все будет видеться сквозь дымку. «Прозрение» наступит уже вечером или на следующее утро. Далее две недели придется закапывать в глаза препарат на основе антибиотиков, чтобы защитить их от воспаления.
К чему быть готовым в первый день? К дискомфорту — светобоязни, слезотечению, ощущению песка под веками. Тут уж придется потерпеть. Но лишь до следующего дня. И три недели глаза не тереть, не трогать и не красить! В клинике врач выпишет больничный на один–два дня, дальше его продлевают в поликлинике до двух недель.
А как же осложнения? Они, конечно, бывают. Довольно часто в литературе мелькает цифра — 2 процента. Но это вовсе не значит, что после операции зрение станет хуже, чем до нее. Осложнения — это чаще более длительный период восстановления, чем предполагалось сначала.
Прояснить ситуацию
И все–таки почему Билл Гейтс не снимает своих очков? Не расставался с ними и легендарный Стив Джобс. Культ имиджа строгого интеллектуала? Это вряд ли... Тогда почему? «Делать лазерную коррекцию этим людям нецелесообразно. Даже на картинке видно: и в том и другом случае это близорукость слабой степени, около минус 2 — 3. И что получим после вмешательства? — рассуждает Игорь Генрихович. — Отличное зрение вдаль гарантировано. Но... Джобсу было далеко за 40, Гейтс тоже старше, так что зрение вблизи у них было бы нарушено — развилась бы пресбиопия, так называемая «возрастная дальнозоркость». Пришлось бы надеть «плюсовые» очки, для чтения и работы с документами. Нужно ли подобное этим людям? Одну оптику сняли, другую через пару лет надели. В общем, здесь ситуация под вопросом: «Если хотите — можно, но зачем?»