Недавно отдыхал в небольшом местном санатории. Посетил его не в первый раз. Поэтому были основания для сравнений. Как и раньше, все было неплохо — качественные процедуры, внимательный персонал, замечательная белорусская природа. Мало изменилось только одно — питание. Один день в обед я давился прожаренной до черноты поджаркой резиновой консистенции, в другой раз — густо залитым майонезом салатом «Оливье». В общем, как вы догадались, питание почему–то было весьма далеким от здорового и тем более диетического. И это — в санатории, который по сути своей должен выгодно выделяться на фоне меню фаст–фуда и, что скрывать, наших весьма сомнительных пищевых привычек!
Крабовые палочки, рыбные консервы, несметное количество майонеза вместо нежирной сметаны, обилие картофеля, дважды в день сливочное масло, мизерное количество молочных продуктов, убогая доля овощных салатов в каждодневном рационе, щедрый ассортимент хлебобулочных изделий из белой муки... Все это отнюдь не радовало, ежедневно превращая процесс пищеварения в многотрудное испытание для организма. Была проблема даже с фруктами, хотя ветки деревьев в саду ломились от яблок! Но почему–то сложить вымытые плоды в таз и поставить его в столовой, откуда бы их могли брать в любом количестве все отдыхающие, никто не догадался. А ведь дело, как говорится, копеечное...
Поинтересовался, почему рацион составлен именно так, а не в соответствии с рекомендациями по здоровому питанию, которые теперь не то что каждому медику — каждому разумному человеку известны. В ответ представитель администрации сослался на нехватку средств и трудности регистрации нового меню. Позволю себе с ним не согласиться. Ведь наши капуста, морковь, редька и свекла гораздо дешевле импортных консервированных горошка и кукурузы. И потом, где, как не в спокойной размеренной обстановке санаторного отдыха, приучать людей к здоровому питанию, столь необходимому всем нам сегодня? Именно здесь можно ненавязчиво менять сложившиеся неправильные стереотипы питания, знакомя отдыхающих с оригинальными рецептами, в том числе и белорусской кухни, имеющей самобытную и, к сожалению, полузабытую историю. Важно только одно — работать с душой, хотеть что–либо изменить.
В тему вспомнился другой случай. Во время командировки в одну из районных больниц Гродненщины меня пригласили отведать деликатес. Каково же было мое удивление, когда увидел перед собой не заморскую икру, не какую–то изысканную мясную копченость, а тарелку сваренной по–местному перловой каши. Но как же она была вкусна! И сейчас, по прошествии многих лет, когда вспоминаю ее, у меня по–прежнему текут слюнки. Разгадка была проста. Повар больницы оказалась человеком, которой были небезразличны результаты ее работы. Она уважала и себя, и пациентов.
Но патетическими лозунгами и призывами ситуацию, конечно же, не поправишь. Как и глупо отрицать, что кое–какие позитивные перемены в санаторном питании наметились. И все же, почему в процессе изменения меню любого санатория или дома отдыха так много бюрократических проволочек? Одни согласования в разных инстанциях отнимут столько нервов, что, по большому счету, отобьют желание что–либо изменить. Поэтому перемены в рационе нужно до предела упростить. Ведь реально отвечает за них не вереница согласовывающих инстанций, а диетсестра столовой и руководитель учреждения. И надо поощрять материально и морально и поваров, и других работников, которые прилагают силы, чтобы было вкуснее, лучше, полезнее. Кстати, если качеством медицинских процедур у меня интересовались постоянно, то об оценке питания в санатории никто ни разу так и не спросил. Однако эта тема живо обсуждалась самими отдыхающими, в том числе и иностранцами. И они предлагали немало дельного. Почему бы, скажем, было не организовать за санаторной оградой мини–рынок, где те же фрукты могли бы успешно продавать отдыхающим местные жители? Почему бы не предусмотреть налоговые послабления для тех местных производителей, которые поставляют в столовую качественную продукцию? Здесь главное — чтобы заинтересованы были все. И в конечном итоге мы с вами.