Умственно уставшие — так все чаще называют работников интеллектуальной сферы, в жизни которых стресс стрессом погоняет. В списке профессий с риском синдрома эмоционального выгорания фигурируют и врачи. Заметили потухший взгляд, отстраненность, формальные действия доктора? Не торопитесь жаловаться. Вероятно, перед вами не черствый сухарь — бездушный врач, а до предела уставший от множества обязательств человек.
Быть доктором — значит априори нести ответственность за чьи–то здоровье и жизнь, испытывая напряжение и сомнения, пребывая круглые сутки в работе, если не физически, то мысленно наверняка. Все это настолько выматывает, что каждый четвертый профессионал готов отказаться от врачебной практики, заняться «чем–то попроще». Сотрудники кафедры поликлинической терапии БГМУ, работающие на базе 34–й центральной районной поликлиники Минска, выяснили этот факт в ходе своих исследований. На примере 245 врачей разного возраста из нескольких стационаров и поликлиник.
Почему именно эта тема вызвала интерес? Оказалось, синдром эмоционального выгорания официально имеет статус диагноза в международной классификации болезней, о чем сообщает раздел «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью». Состояние духа и настрой жертв этого синдрома вызывает в медицине тревогу, ведь здесь прямая связь и с качеством жизни медиков, и, безусловно, с результатами лечения людей, которые доверили им свое здоровье. От больших нагрузок, участия в конфликтных ситуациях, недовольства материальным поощрением и пр. у врачей появляется психоэмоциональное истощение — равнодушие, усталость и безучастие. И вот прежде внимательный, педантичный, ответственный доктор начинает выполнять работу формально. По ряду критериев исследователи определили даже индекс эмоционального выгорания. В норме он равен 0 — 51 баллу, средний уровень — 52 — 92 балла, высокий — более 92. Так вот, наибольшее количество отнюдь не победных очков заработали участковые терапевты. С другой стороны, скажете, кто бы сомневался...
Логично было бы предположить: чем больше стаж врача, тем жестче проявляется его профессиональное истощение. Но нет, исследование опровергло эту догадку. Зато подтвердило иную: синдрому выгорания на работе подвержены молодые специалисты. Объяснение простое: выпускники медвузов, недавно получившие диплом, чаще тревожатся, ставя диагноз и выбирая метод лечения. Что делать — профессиональная неуверенность, робость... Но более других стресс на работе переживают врачи в возрасте от 30 до 49 лет. Ведь именно они чаще вынуждены работать на полторы ставки. Например, в 34–й поликлинике из 11 участковых терапевтов треть трудятся за себя и частично «за того парня».
Что же мешает врачу сбросить груз профессиональных проблем, абстрагируясь от стрессов на отдыхе и дома? Оказалось, ротация мыслей! Прокручивают и прокручивают в голове события рабочего дня две трети специалистов. Из них более половины «думают тяжкие думы» от часа до суток, а каждый четвертый вообще беспрерывно. При этом опять же две трети специалистов постоянно контролируют малейшие изменения — динамику состояния пациентов при сложных клинических случаях по телефону. Получается, служебные обязанности бегут по пятам за врачами повсюду — и домой, и в магазин, и в гости. Тем паче не новость: сами больные достают своего доктора по телефону десятками уточнений, просьб и вопросов. Почти 70 процентов врачей говорят о частых звонках на мобильный их подопечных и, уж само собой, родственников, друзей и знакомых по поводу самочувствия.
И это при том, что состояние здоровья наших врачей не блестящее. Так, из 215 специалистов минских поликлиник только треть не высказали жалоб. Почти половина опрошенных участковых терапевтов имеют сердечно–сосудистую патологию, у каждого третьего есть проблемы с пищеварительной системой. Головные боли, остеохондроз, бронхиты также в числе основных профессиональных заболеваний.
Главный вопрос: что сделать, чтобы врач не терял профессиональный тонус, не выгорал, оставляя на месте профессионализма пепелище от огня негативных эмоций? «Это должен быть комплекс мер, — высказывает мнение заместитель главного врача по медицинской части 34–й поликлиники Светлана Качура. — Одна из них — создание условий для полноценного перерыва на отдых врача в пределах лечебного учреждения. Уже четыре месяца в нашей поликлинике действует кабинет психологической разгрузки (ординаторская), где медсестры и врачи могут отвлечься, выпить чая и пообедать, «полистать» интернет». Однако подобные релакс–комнаты есть пока не везде. Получается, врачи вынуждены делать кофе–паузы прямо на рабочем месте — в своих кабинетах. Так что не будем раздражаться, если в следующий раз доктор попросит зайти к нему спустя пару минут, — сейчас они очень нужны ему для обязательной «перезагрузки».
Советская Белоруссия №97 (24234). Четверг, 30 мая 2013 года.