Электронная подпись в Беларуси получит широкое распространение
17.11.2009 12:49
—
Новости Hi-Tech
|
В Национальном собрании идет подготовка к рассмотрению во втором чтении законопроекта «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Какие проблемы он призван урегулировать? Почему понадобилась разработка нового нормативного правового акта? На эти вопросы «ЭГ» попросила ответить председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Геннадия НОВИЦКОГО.
Будущий закон призван заложить правовые основы для широкого использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) в процессе обмена электронными документами. Еще несколько лет назад для урегулирования режима ЭЦП между его пользователями заключались предварительные соглашения о регламенте документооборота и процедурах разрешения конфликтов, происходил физический обмен ключами и сертификатами. Сегодня экономика требует осуществлять такие действия более оперативно — без каких-либо предварительных переговоров между сторонами, что возможно только при наличии развитой национальной и международной инфраструктуры проверки ЭЦП. Напомню, что в 2000 г. в нашей стране был принят Закон «Об электронном документе» — на тот момент это был достаточно прогрессивный нормативный правовой акт. Он определил основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере их обращения. Однако, как свидетельствует практика, многие аспекты проблемы оказались вне поля правового регулирования. Принципиальным отличием нового законопроекта как раз и является существенное расширение сферы применения «электронного автографа». В результате принятия закона можно будет решить несколько важнейших задач. Во-первых, это позволит официально признать ЭЦП в качестве аналога собственноручной подписи для значительно более широкого круга юридических действий и документов, чем это предусмотрено в Гражданском кодексе. Сегодня ГК допускает ее использование только при заключении договоров и иных сделок. В действительности же существует множество юридических документов, которые не относятся к сделкам, — например, уставные документы акционерного общества или не регламентируемые гражданским законодательством документы, которыми оформляются трудовые, налоговые или административные отношения. Во-вторых, легализовать использование ЭЦП в качестве функционального эквивалента собственноручной подписи в тех случаях, когда это прямо не запрещено законодательством (за рубежом такие запреты существуют применительно к завещанию, процессуальным документам и т. п.). Законопроектом устанавливаются четкие требования, при соблюдении которых ЭЦП будет считаться юридически равнозначной собственноручной подписи. В-третьих, появится возможность закрепить Государственную систему управления открытыми ключами. Данная структура будет представлять собой систему удостоверяющих центров, в функции которых входят регистрация и выдача сертификатов открытых ключей, а также управление и использование их. То есть именно в такие центры будут обращаться желающие обзавестись личной электронной подписью. С принятием нового закона можно будет создать и ввести в действие механизм, регулирующий деятельность, права, обязанности и ответственность удостоверяющих центров, которые выпускают сертификаты открытых ключей ЭЦП. Любое лицо — пользователь такого открытого ключа вправе обратиться к удостоверяющему центру, выдавшему сертификат данного ключа, за подтверждением информации, содержащейся в сертификате, а также за проведением проверки достоверности подписи. Таким образом, электронные цифровые подписи в ближайшем будущем получат самое широкое распространение в различных областях деятельности, что неизбежно приведет к появлению и развитию новых услуг, прямо или косвенно связанных с ними. Можно с уверенностью сказать, что распространение таких институтов, как ЭЦП, электронная торговля, электронные деньги и т. п., будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, усилению эффективности госуправления. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Национальном собрании идет подготовка к рассмотрению во втором чтении законопроекта «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Какие проблемы он призван урегулировать? Почему понадобилась разработка нового нормативного правового акта? На эти вопросы «ЭГ» попросила ответить председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Геннадия НОВИЦКОГО.
|
|