Планы и оценки по WiMAX
07.05.2010
—
Новости Hi-Tech
|
Не бедные, а малообеспеченные
Подготовка основных направлений стратегии предотвращения бедности в Беларуси завершена — в конце июня прошло итоговое заседание координационного совета. И хотя разработчики документа уверены в его дееспособности, международные эксперты указывают на чрезмерную привязанность к текущей экономической ситуации, во многом зависящей от внешних факторов. Марина КУЛИКОВА Проект “Содействие в подготовке основных направлений по предотвращению бедности в Республике Беларусь” реализовывался совместно с белорусским правительством и ПРООН. Стартовал он в 2003 году и завершился только сейчас. В скором времени документ будет направлен на рассмотрение в Совмин и, возможно, его положения будут интегрированы в уже утвержденную программу социально-экономического развития страны на пятилетку. Представляя проект на итоговом заседании, председатель координационного совета, первый замминистра труда и соцзащиты Елена Колос сразу дистанцировалась от слова “бедность”, заменив его на “малообеспеченность”. Так это понятие звучит на национальном языке, объяснила она. За время подготовки стратегии были проанализированы макроэкономическая политика и налоговая система, пути развития малого предпринимательства, гендерные и экологические аспекты этой проблемы, рассказала замминистра. В итоге документ базируется на комплексной оценке малообеспеченности и отражает национальное понимание этого явления. В белорусском понимании, бедным человеком считается тот, чьи доходы ниже бюджета прожиточного минимума (162.500 BYR). Кстати, в европейских странах официальный прожиточный минимум колеблется в пределах 40-60% от среднего дохода населения. А согласно нормативам Всемирного банка, крайней чертой бедности считается такое положение человека, при котором более 70% дохода тратится на продукты питания. Но в Беларуси свои критерии. По официальной статистике, удельный вес малообеспеченного населения в стране снизился за последние пять лет более чем в 3 раза: с 41,9% в 2000 году до 12,7% в 2005-м. Е. Колос считает показатель бедности незначительным, хотя и подчеркивает, что “мы не можем не учитывать эту незначительную долю населения”. С гордостью замминистра сообщила, что в стране за время подготовки стратегии не было допущено значительного социального расслоения общества. Соотношение доходов между богатыми и бедными в Беларуси в прошлом году составляло 5,4 раза, тогда как аналогичный показатель в соседних странах колеблется от 7 до 14 раз. Основным источником информации для измерения бедности в ходе реализации проекта были выборочные обследования домашних хозяйств. Обследование охватило около 6 тыс. домашних хозяйств в Минске, областных центрах, больших городах, а также в 32 средних и малых городских поселениях и 58 сельских районах. В итоге оказалось, что основные социально-демографические факторы, повышающие рост бедности, — это место проживания, тип домашнего хозяйства, статус занятости и уровень образования главы семьи. Поэтому, к примеру, сельские жители и население малых городов (особенно на территории, загрязненной в результате аварии на ЧАЭС) подвержены высокому риску бедности: удельный вес бедных среди сельских домашних хозяйств в 1,4 раза превышает их количество среди городских семей. За чертой бедности находятся 11,3% домашних хозяйств в малых городах, в то время как в больших городах — 8,4%, в Минске — 3,6%. Риск попадания за черту бедности также высок для имеющих среднее или начальное образование — доля таких граждан среди малообеспеченных в 2005 году составляла 45,7%. Общей целью разработанной стратегии, как сказала руководитель проекта Наталья Ефременко, является продолжение устойчивого роста качества жизни всех слоев населения при сокращении уровня малообеспеченности в стране до 10% в 2010 году. Основные направления стратегии по предотвращению бедности в Беларуси предусматривают к 2010 году увеличить среднюю номинальную заработную плату в 2,1 раза, минимальную — в 2,6 раза, повысить за 2006-2010 годы средний размер пенсий по возрасту в 1,5 раза в реальном исчислении, поэтапно довести до бюджета прожиточного минимума размер пособий на детей до трех лет. “Сильной стороной проекта явилось то, что в ходе реализации он отталкивался от более широкого понимания бедности как социального явления и не ограничивался только ее доходными компонентами, — отметила представитель ООН/ПРООН в Беларуси Джихан Султаноглу. — Комплексная оценка бедности, выполненная проектом, позволила рассмотреть бедность во многих ее проявлениях и особенностях. Я надеюсь, что достигнутые результаты будут использованы для укрепления национального потенциала в области анализа и оценки бедности”. Однако при этом эксперт отметила, что в документе не хватает конкретики, он хоть и отражает национальное видение проблемы, но многие цели могут оказаться нереализуемыми ввиду изменчивости макроэкономических факторов. По мнению Д. Султаноглу, было бы целесообразно дополнить документ рядом других сценариев, которые были бы не так сильно привязаны к текущей экономической ситуации в стране. Однако присутствовавшие на заседании представители органов государственного управления отметили, что, по их мнению, проект выполнил все поставленные перед ним задачи, а также выразили надежду на то, что начатая работа будет продолжена в рамках уже нового проекта. Таковым, по словам Е. Колос, может стать проект по предотвращению бедности в сельской местности. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Минске планируется смонтировать 150-200 WiMAX-станций |
|