Акустические системы. Как выбирать?
09.07.2010
—
Новости Hi-Tech
|
Вопросы выбора акустических систем (АС) для дома или домашней/проектной студии, того же домашнего кинотеатра актуальны на протяжении множества лет. С внедрением цифровых технологий они стали одними из самых популярных в специализированных IT-СМИ. Конечно, в этом материале мы затронем сразу несколько ниш, поскольку акустические системы можно рассматривать как неотъемлемую часть домашнего комфорта (отдыха) с одной стороны, а с другой - это элемент многих домашних или проектных студий звукозаписи.
Чуть выше мы описали два случая. Для начала отметим ключевую разницу в подходах производителей:
Тут можно очень быстро запутаться, особенно мало опытному покупателю, поскольку зачастую примерно за одну и ту же цену можно встретить как пользовательское решение с надписью Hi-End, так и профессиональное. * * * Вообще, в пользовательском звуковом сообществе зачастую можно встретить довольно интересное , как бы это сказать, высокохудожественное отношение к звуковым системам. Оно соответствует фразе Пабло Пикассо: "Есть художники, изображающие Солнце желтым пятном, а есть те, которые способны превратить желтое пятно в Солнце". Переводя на звук: "Есть АС, которые портят звучание, а есть и такие, кои из плохого материала делают конфетку". Это старое представление, потому как звуковые тракты сейчас в большинстве своем очень качественны, и единственная их задача - достоверно показать картину. Тем более, что на студиях звукозаписи готовятся великолепные по качеству продукты (музыка, кино, игры), и лучше их слушать как есть, без всяких украшательств.
Обе популярные аббревиатуры, Hi-Fi и Hi-End, пришли из пользовательских технологий, хотя в некоторых рекламных описаниях профессиональных моделей проскакивает "Hi-End". Все дело в том, что за данными понятиями фактически не стоят никакие определенные, напрямую к ним привязанные стандарты. Например, если мы видим на устройстве аббревиатуру THX, то определенно понимаем, что данная аппаратура была подвержена ряду тестов от данного стандарта и успешно их прошла. В то же время, Hi-Fi и Hi-End не скажут ровным счетом ничего. Вообще, понятие "Hi-Fi" было введено для рекламы звуковых устройств еще в 30-х годах прошлого века, а на рынке пользовательской техники активно проявилось в конце 70-х. Данная аббревиатура расшифровывается как High Fidelity (высокая точность). Тогда под этим термином подразумевалось оборудование топ-класса, максимально достоверно передающее звуковую картину. Многие привязывают Hi-Fi к стандарту 1973 года от немецкого института Deutsches Institut fur Normung (сокращенно DIN) - DIN 450000, который после перекочевал в ранг международного в виде IEC 60581, а на территории Советского Союза был повторен в рамках ГОСТ 24388-88. В принципе, это больше описательный стандарт, который указывает граничные значения основных характеристик для звуковоспроизводящего оборудования, таких, как АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), коэффициент нелинейных искажений и уровень шума (отношение сигнал/шум). Но исторически нет ни одной явной привязки понятия Hi-Fi к названным стандартам, такой значок изначально ставился на высококачественное оборудование, а потом его стали использовать все, кому не лень. В результате у нашего современника Hi-Fi ассоциируется с устройствами невысокого качества. Термин Hi-End из той же оперы, он, скорее всего, происходит из того же сообщества аудиофилов и чаще всего подразумевает Hi-Fi технику, собранную из более дорогих и навороченных компонентов.
По структуре организации рабочей схемы подключения акустические системы делятся на активные и пассивные. В первом случае усилитель является встроенным в саму систему, во втором - является внешним отдельным устройством. Нужно сказать, что для домашних и небольших комплексов в последнее время пассивные АС являются все менее и менее распространенным вариантом. Чаще их можно встретить в студиях звукозаписи, хотя и там сейчас очевидна подобная смена приоритетов для маломощных устройств. Активные акустические системы подразумевают более удобные для подключения и использования комплекты - это со стороны пользователя. Плюс ко всему, по сравнению с предыдущими поколениями, сейчас реализуется более правильная привязка, а именно - характеристики усилителя должны быть согласованы с возможностями колонок, а не с источником сигнала, как было раньше (магнитофонами, проигрывателями виниловых дисков). Производителям гораздо легче делать согласование параметров основных структурных элементов звуковоспроизводящей системы (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфирования, работу кроссоверов и тому подобное).
В профессиональной звукозаписывающей технике акустические системы называют мониторами (системами мониторинга). Они разделяются на три типа, в зависимости от их месторасположения в студии по отношению к звукорежиссеру: ближнего поля (nearfield), среднего поля (midfield) и дальнего поля. Мониторы ближнего плана, как понятно из названия, устанавливаются близко к слушателю (расстояние примерно 1-1,5 м). Причем для стерео нужно знать правило равностороннего треугольника: расстояние между колонками, а также расстояние от каждой колонки до слушателя должны быть одинаковыми. Это, кстати, важно не только для профессиональной сферы, но и для прослушивания в обычных условиях. Кстати, некогда среди логотипов известной компании Sony был равносторонний треугольник, подразумевающий именно это правило. Мониторы ближнего поля наиболее часто применимы в домашних условиях и в рамках небольших студий. Близкое расположение к слушателю позволяет работать с прямым сигналом, а отраженные волны не имеют большого влияния. Следовательно, не требуется особых акустических условий. Мониторы среднего поля относятся на расстояние 1,5-2,3 м. Они являются более мощными, по сравнению с ближним планом, хотя есть и гибриды nearfield/midfield. В ряде случаев для работы со средним полем уже потребуется акустическая обработка помещения. Мониторы дальнего поля относятся на достаточно большое расстояние. Это мощные широкополосные решения, которые используются в дорогих специализированных студиях. В рамках нашего обзора мы будем рассматривать мониторы ближнего поля, как самый дешевый и наиболее востребованный на рынке вариант.
Стандартная звуковая колонка акустической системы состоит из двух громкоговорителей - НЧ/СЧ-динамика (вуфера, woofer) и ВЧ-излучателя (твиттера, twitter). Это стандартный двухполосный вариант. Чем меньше размеры диффузора НЧ/СЧ-динамика, тем четче он передает средние частоты, но в это же время появляются проблемы с воспроизведением низких. Увеличив диффузор, мы получаем несколько обратный эффект, говоря простыми словами, он становится более инерционен, поэтому средние частоты воспроизводятся с искажениями и в большинстве случаев мы имеем средний вариант с использованием всевозможных ноу-хау для улучшения низкочастотной отдачи, среди которых следует выделить четыре наиболее часто встречаемых варианта:
Есть и другие ноу-хау, но в мониторах ближнего поля и бюджетной Hi-Fi/Hi-End технике вы чаще всего можете столкнуться с перечисленным выше.
Наиболее популярными на пользовательском рынке являются системы 2.0 (или просто стерео) и 2.1 (стереопара+сабвуфер). Напомним, что в обозначениях с помощью цифр, единица после точки (*.1), исторически обозначает не столько сабвуфер как отдельную колонку, сколько ширину его частотного диапазона (одну десятую от основного, если смотреть по логарифмической шкале, а проще - представить в виде воспроизводимых октав). Данное объяснение встречается довольно часто. 3.0, 3.1, квадро - довольно редкие гости на нашем рынке, хотя они достаточно популярны для небольших домашних кинотеатров во многих зарубежных странах. А у нас следующими по популярности идут акустические системы 5.1.
Основные стандарты многоканальных акустических систем рассчитывались исходя из специфики нашего слухового восприятия. Дело в том, что локализацию (месторасположение) источников звука в пространстве мы можем определить:
Соответственно, ориентируясь только на полосу ниже 300 Гц, мы не можем точно сказать, где находится источник звука. Именно поэтому сабвуфер один. Также внедрение сабвуфера позволило существенно сэкономить производителям и решить множество проблем с воспроизведением низких и супернизких частот. Кстати, говоря о локализации, многие специалисты рекомендуют использование не одного, а двух сабвуферов. Такие варианты можно нередко увидеть в многоканальных системах пользовательского Hi-End класса, но, по существу, для условий небольших по размерам помещений такое ноу-хау не имеет под собой определенного технического смысла. (Продолжение следует...) Кристофер, Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вопросы выбора акустических систем для дома или домашней/проектной студии актуальны на протяжении множества лет...
|
|