Новый Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц", вступивший в силу 22 января 2012 года, вводит понятие "электронного обращения" и устанавливает срок его рассмотрения не более пятнадцати дней или месяца - в случаях, когда нужно "дополнительное изучение и проверка". Автор статьи воспользовался своим гражданским правом и направил электронные обращения с простым вопросом одновременно в 25 госорганов – за месяц ответили из семнадцати. Вопрос задавал совсем нехитрый: "собирается ли ведомство открывать свои странички в социальных сетях"? Если с присутствием в соцмедиа у госоргана всё было в порядке (МВД, Минобороны), то использовался "запасной вариант", вопрос о версии сайта для мобильных устройств: планируют ли создавать и когда. Высших государственных структур, у которых была бы и мобильная версия сайта, и аккаунты в соцсетях, обнаружено не было. Во всех обращениях указал свои Ф.И.О. и адрес – в полном соответствии с требованиями закона. Кроме того, дописал, что "ответ прошу направить на электронный ящик такой-то". Эксперимент начался поздно вечером 31 января. Из огромного списка на сайте president.gov.by выбрал 25 госструктур "высшего ранга" – от Администрации президента до Госкомитета по науке и технологиям. Мингорисполком как пионера в работе с электронными обращениями (еще до появления соответствующего закона) решено было оставить в покое – там с ответами на е-запросы граждан все в порядке.
После короткого путешествия по сайтам этих организаций в поисках возможности "обратиться по-электронному", собрал базу почтовых адресов и ссылок на формы обращений. В основном пришлось отправлять электронные письма, формы на сайтах практикуют из выбранных только Генпрокуратура, МВД, Совет Республики, Минобороны, Минздрав и Конституционный суд. На сайте Нацбанка работает более сложная система (но и возможностей у нее больше) – для отправки сообщения нужно зарегистрироваться.
Вежливое обращение готово – рассылаю. Эксперимент начался! Уже утром 1-го февраля в почтовом ящике ждал ответ из Минобороны: там сообщали, что мобильная версия появится после запуска нового военного портала, над которым сейчас ведут работу. Военные в очередной раз подтвердили свой статус одного из самых "высокотехнологичных" министерств: и с соцсетями у них порядок (@mod_by), и на обращение ответили практически моментально. В обед позвонили из Минсвязи – там увидели знакомую фамилию в обращении (все-таки часто общаемся) и решили уточнить, не мое ли. Пришлось раскрыть карты: "мое"! Пресс-секретарь ответила голосом и для чистоты эксперимента дублировала ответ почтой. Жаль, но пока в министерстве выходить в соцсети не планируют – ну хоть сайт недавно запустили обновленный, и то хлеб. Через день (2-го февраля) пришло письмо от МВД: сообщали, что мое обращение перенаправлено специалистам из управления информации и общественных связей. А 6-го февраля оттуда ответили, что из-за ограничений программно-аппаратного комплекса мобильной версии не планируют. Зато по части работы с гражданами в соцмедиа у министерства полный порядок. В Конституционном суде дали длинный и витиеватый ответ: из него следовало, что, мол, для работы с обращениями граждан по закону вполне достаточно имеющихся на сайте средств (формы). И действительно, вполне достаточно: форма отработала как нужно, ответ от КС пришел среди первых. Нацбанк сообщил, что "по мере развития информационных технологий такая форма работы с обращениями граждан (в соцсетях – прим. IT.TUT.BY) может стать актуальной" и что тогда "Национальный банк непременно ею воспользуется". Принято! После выходных, 6-го февраля, пришли ответы из Госпогранкомитета, Администрации президента, Совмина и МВД (см. выше). У ГПК с соцсетями всё ок, давно работает твиттер, появилась страница в Facebook и планируется создание "представительства" Вконтакте. В Администрации президента справедливо заметили, что "иной порядок [работы с электронными обращениями] законодательством не предусмотрен". Но ведь и не запрещен, верно?
Совмин, в свою очередь, сообщил, что отдуваться передо мной поручено Госкомитету по науке и технологиям. Там ответили поздно (23-го февраля – наверное, потребовалась "дополнительное изучение и проверка") и пространно, в духе – запросы в соцсетях законом не признаются электронными обращениями – и дальше выводы делайте сами. Кстати, в своем ответе ГКНТ ссылались на разнарядку от Совмина, на мое личное обращение отдельно не отвечали. Наверное, заметили "личное" письмо и решили объединить ответы. Так или иначе и Совмину, и ГКНТ – плюсик. Отреагировали, хоть и не быстро. Министерство архитектуры и строительства на один и тот же запрос ответило аж дважды – правда, тем же отсканированным PDF-документом: нет, не планируют выходить в соцсети. В Министерстве по налогам и сборам обнадежили, что в течение 2012 года готовятся покорять соцмедиа – твиттер уже открыли. А Минспорта и туризма – не готовится и не планирует, зато приглашает на форум и предлагает направлять обращения на свой электронный адрес. Минобразования в ответе напомнило про свой сайт и RSS-трансляцию новостей, но призналось, что в соцсети пока не собирается. В Генпрокуратуре перечислили целый ряд способов электронного обращения через свой сайт и подчеркнули, что "работа с обращениями граждан […] организована в соответствии с требованиями Закона". Надо полагать, тоже пока не собираются. Палата представителей сообщила, что вопрос о создании официальных аккаунтов в соцсетях "находится в стадии обсуждения" и будет решаться "по мере создания необходимых условий". В Министерстве культуры рассказали, что готовят обновленный сайт с версией для мобильных устройств. Любопытно, что в своем ответе Минкультуры "прорекламировало" свой твиттер-аккаунт, хотя в вопросе было только про мобильную версию сайта. Ответ из Совета Республики услужливый Google посчитал спамом – но это не помешало узнать, что "открытие официальных страниц/учетных записей в социальных сетях не планируется". Все ответившие – кроме Совета Республики, Палаты представителей, ГКНТ-Совмина и Минкультуры – вложились в 14-дневный срок ответа на электронное обращение. Упомянутые ведомства вложились в 30-дневный срок, что тоже дозволяется законом. А вот Комитет госконтроля, Министерство юстиции, Министерство торговли, Министерство информации, Министерство здравоохранения, Комитет госбезопасности, Государственный таможенный комитет и Управление делами президента до сих пор мне не ответили. Почему? Возможно, вышеперечисленные ведомства посчитали, что мое обращение "содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили" и решили оставить их "без рассмотрения по существу". Возможно, обращение до них просто не добралось по техническим причинам – или до меня по техническим же причинам не добрался их ответ. Примечательно, что законом эти важные для электронных обращений "технические причины" никак не регламентируются.
На пресс-конференции этот вопрос ("как регистрировать электронные обращения граждан с учетом технической специфики?") я задавал замминистра юстиции, однако не получил четкого ответа: мол, надо сперва посмотреть, как будет работать закон, и потом уже на основании практики предлагать изменения/уточнения/дополнения, делать какие-то выводы. Ну а пока юристы собирают необходимую информацию, выводы сделаю я. Первое и самое главное: электронные обращения работают. По крайней мере, в большинстве случаев. Госструктуры на них отвечают четко и в основном в срок. Однако если в обращении вы затрагиваете какой-то принципиальный для себя вопрос или для вас важны сроки – не поленитесь продублировать запрос традиционной бумажной почтой с извещением о доставке. Второе – госорганы (по крайней мере, крупные) пока не слишком рвутся в соцсети. В то же время отдельные госструктуры уже давно и успешно работают там (МВД, МО, Госпогранкомитет), кто-то осваивается (Минкультуры, МНС), кто-то – планирует… Тут хотелось бы пожелать чиновникам не бояться соцсетей и активнее идти в народ – да, сетевое сообщество своенравно и любит говорить гадости (по делу и без), но прямой контакт с людьми даст обратную связь, часто важную и нужную в работе любого госведомства. Ведь в конечном итоге вы работаете для нас, граждан Республики Беларусь. И если нам удобнее не писать вам по каждому случаю письмо, а задать короткий вопрос в твиттер/Facebook – почему бы вам этот самый твиттер/Facebook и не завести себе? Тем более это не запрещено законом ;) Третий вывод – техническое наблюдение. Все полученные ответы с точки зрения были составлены грамотно - многомегабайтных вложений с отсканированными в BMP фотографиями бумажных документов не было. Примерно поровну ответов приходили в самом письме и в приложенном к письму Word-документе. На втором месте по популярности – PDF, из одного ведомства прислали TIFF (но разумных размеров). Отвечают в основном представители пресс-служб, но бывает что и чиновники рангом повыше: в моем случае – до замминистра. Успехов вам в виртуальном (и реальном) общении с госструктурами – пусть оно будет оперативным и эффективным!
Результаты эксперимента: "табель о рангах"
Эти результаты не являются и не должны восприниматься как объективная оценка оперативности реакции министерств – все-таки, оно зависит от каждого конкретного обращения и ситуации. Но общее впечатление сложить можно:
Новый Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц", вступивший в силу 22 января 2012 года, вводит понятие "электронного обращения" и устанавливает срок его...