Белорусские операторы связи не считают нужным извещать клиентов о реальной стоимости своих услуг
14.01.2013 19:26
—
Новости Hi-Tech
|
Вы знаете, сколько платите сегодня за интернет, или за минуту разговора, или за исходящую SМS? Внимательные пользователи электросвязи обратили внимание на сообщение о том, что с 1 января отменена льгота по НДС на услуги электросвязи, предоставляемые физлицам, и в связи с этим произошло подорожание на 20%. Однако с абсолютными цифрами большинство операторов так и не ознакомили своих клиентов.
Из мобильных операторов новые тарифы с учетом НДС опубликовал на своем сайте только life:). Все остальные сделали вид, будто тарифы не изменились, лишь сделали маленькую сноску о том, что они указаны без НДС. То есть клиент должен самостоятельно рассчитать тариф, и если у него туго с математикой, то это его проблемы. Все попытки корр. "БР" полюбовно отстоять права потребителей окончились ничем. Убедить операторов вывесить реальные тарифы он так и не смог, зато здорово повеселился, выслушивая их доводы против публикации правильных данных. Чтобы не было путаницы "С учетом НДС тариф не отображается, чтобы не было путаницы, - объяснил дежурный оператор справочной СООО "МТС". - Компания же свой тариф не изменила". "Вам нужно добавить НДС самостоятельно, на сегодня он 20%. Налог ведь может меняться, поэтому мы не указываем конечную сумму", - сказали в справочной службе компании velсom и на уточняющий вопрос: "Значит, компания не собирается самостоятельно производить расчеты?" твердо ответили "нет". Оператор "Белтелекома" переадресовала нас на горячую линию Минсвязи, а там вступились за госкомпанию. По мнению сотрудницы горячей линии, обновленные тарифы с учетом НДС "Белтелеком" публиковать не обязан, потому что "он не берет себе эти деньги", а собственно тарифы "Белтелекома" не изменились". Поэтому... считайте сами. По слухам, аналогичный совет получили от госоператора даже сотрудники Белстата, у которых возникли технические сложности с определением точных сумм. Тарифы с НДС - тайна за семью печатями. Ситуация с "Белтелекомом" осложняется тем, что госоператор объявил о еще одном повышении тарифов с 18 января. Предупреждать об этом, согласно постановлению Совмина №135 от 9 февраля 2012 года "О внесении изменений и дополнений в правила оказания услуг электросвязи", операторы электросвязи обязаны как минимум за 10 дней. И вначале они это исправно исполняли, предлагая потребителю в сравнении старые и новые тарифы. Однако предупреждение "Белтелекома" от 8 января вышло в урезанном виде. Вместо новой сетки тарифов компания предложила приблизительные проценты увеличения: услуги byfly подорожают в среднем на 9,7%; интерактивного телевидения ZALA - в среднем на 10%; телефонные соединения абонентов сети стационарной электросвязи при выходе к абонентам сетей сотовой подвижной электросвязи - в среднем на 10%. Также подорожают дополнительные услуги местной телефонной связи, справочно-информационные услуги, некоторые услуги хостинга и др. На сколько произойдет подорожание в абсолютных величинах - неизвестно. Это мы узнаем только 18 января. Не для средних умов В оригинале требование об информировании потребителей звучит так: "Оператор электросвязи уведомляет абонента о всех вносимых изменениях в договор об оказании услуг электросвязи и в тарифы, установленные тарифным планом, путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном интернет-сайте этого госоператора электросвязи или направления sms, содержащего текст изменений либо источник информации о них, не позднее чем за 10 дней до внесения изменений". Но в "Белтелекоме" считают, что такая формулировка не обязывает компанию указывать сами тарифы - достаточно уведомления о том, что они повысятся. Учитывая позицию оператора, пользователю, к примеру, byfly придется произвести ряд сложных расчетов, чтобы внести на счет нужную сумму. Ему известен только месячный тариф без НДС на конец декабря. К нему надо прибавить 20%, чтобы получить тариф с 1 января. Но надо также учесть подорожание интернета с 18 января. Точных данных у потребителя нет, он вынужден пользоваться усредненным показателем "9,7%". От какого тарифа вычислять этот процент - с НДС или без НДС? Если без, то, произведя вычисление, следует добавить еще 20%. То есть вопрос о том, сколько именно нужно заплатить, чтобы до 1 февраля интернет не отключили, уходит в высокие математические сферы. Аналогичные задачки вынуждены решать и абоненты мобильных операторов, желающие знать, на сколько минут разговора хватит предоплаченного баланса. Мягко говоря, операторы электросвязи демонстрируют явное неуважение к своим клиентам. Кроме того, по мнению "БР", поведение операторов связи противоречит ст. 13 закона о ценообразовании, которая гласит, что при установлении и применении цен юридическое лицо и предприниматель обязаны "учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством". Минэкономики примет меры В Минэкономики, куда корр. "БР" обратился за разъяснением, сослались на свое постановление №111 от 22 июля 2011 года, которым утверждается Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов). В ней говорится, что "тарифы на оказываемые населению услуги устанавливаются с учетом налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством". "Именно на этом основано наше понимание ситуации, - прокомментировал позицию Минэкономики начальник отдела связей с общественностью Виктор Евтухов. - Они должны указать тариф с учетом НДС". Как заметил "БР", в буквальном прочтении инструкция распространяется только на регулируемые тарифы, однако она полностью отвечает духу закона о ценообразовании. Что касается "Белтелекома", то, по словам В. Евтухова, на эту компанию распространяется Инструкция о порядке установления и применения тарифов на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования, которая, в часности, гласит, что тарифы установлены без НДС; НДС взимается согласно законодательству. "На основании этой инструкции "Белтелеком" поступает в рамках законодательства, - дали правовую оценку действиям госоператора в Минэкономики. - Но нам известно, что сейчас компания готовится к тому, чтобы указать тарифы с учетом НДС. Будет также соответствующее постановление Минэкономики". Пункт о том, что тарифы на регулируемые услуги указаны без НДС, появился в инструкции только в ноябре, когда стало известно о грядущей отмене льготы. Можно предположить, что в этой части путаница имеет чисто техническую сторону в связи с переходным периодом. Но это не объясняет, почему "Белтелеком" не переписал тарифы на остальные услуги (не общего пользования). В отношении сотовых операторов Минэкономики обещало принять меры. "Мы будем реагировать на эту ситуацию с операторами мобильной связи, думаю, в ближайшее время они изменят тарифы", - сказал В. Евтухов. Цена не может быть тайной Нарушение законодательства в сокрытии реальных тарифов видят и в Минторге. Без письменного запроса с корр. "БР" там согласились разговаривать только как с рядовым потребителем и как рядовому потребителю ему объяснили, что согласно закону о защите прав потребителя услугодатель обязан своевременно представлять потребителю достоверную информацию о цене и условиях оплаты услуги. Оправдание (благодаря вышеупомянутой инструкции) нашлось только для "Белтелекома". У остальных причин не выполнять закон нет. "Операторы электросвязи, безусловно, должны сейчас рассчитать тарифы с учетом НДС и разместить их на своих сайтах, - сказали в министерстве. - Если этого нет, мы выпишем им предписание". Навскидку в Минторге отметили только одну компанию, которая информировала потребителей правильно - МТИС. Исполнение этой обязанности всеми остальными обещали промониторить. Что касается трактовки постановления №185, требует ли оно за 10 дней публиковать новую сетку тарифов либо достаточно сообщения о самом факте повышения расценок, в Минторге дать ее пока затрудняются. "Это первая такая дискуссия, мы определимся", - поблагодарили там за поднятую проблему. Аргумент сотрудницы Минсвязи о том, что оператор "не берет себе эти деньги" (значит, и указывать тариф с НДС не обязан), заставил нас поднять Налоговый кодекс, где черным по белому написано, что плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели. Физические лица, за единственным исключением (при ввозе товаров на территорию ТС), плательщиками НДС не являются, они лишь возмещают расходы на уплату налога. Откуда взялись 20%? В Министерстве по налогам и сборам подтвердили наш вывод, а кроме того, развили тему, пояснив, что отмена льготы не влечет автоматического повышения тарифов на 20%. "Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь на постоянной основе проводится системная работа по оптимизации налоговых льгот и сокращению их количества, - говорится в письменном комментарии МНС для "БР". - При проработке вопроса об отмене льготы по НДС на услуги связи, оказываемые физическим лицам, была учтена информация заинтересованных государственных органов и организаций, согласно которой расходы на услуги связи в среднемесячной зарплате составляют 1,4% и с отменой льготы увеличатся на 0,2%. Также учитывалось и отсутствие вышеуказанной налоговой льготы в Российской Федерации и Казахстане". "Следует отметить, - продолжает МНС, - что отмена налоговой льготы по НДС с экономической точки зрения не должна означать автоматического увеличения тарифов на 20%, потому как при "зачетном" механизме исчисления НДС в данном случае должна уменьшаться затратная составляющая тарифа за счет исключения из расходов сумм "входного" НДС. В таком случае рост тарифов должен произойти только на сумму НДС, рассчитанную от добавленной стоимости оказываемых услуг, а не от ранее применявшегося тарифа". Насколько в действительности должны были подорожать услуги электросвязи, из этого письма, к сожалению, непонятно. Ясно одно: отказываясь от формирования новых тарифов, "чтобы не было путаницы", операторы электросвязи как минимум перекладывают проблему с больной головы на здоровую, а по большому счету - вводят нас в заблуждение. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Внимательные пользователи электросвязи обратили внимание на сообщение о том, что с 1 января отменена льгота по НДС на услуги электросвязи, и в связи с этим... |
|