О богатых возможностях ИТ-сектора - и белорусского в том числе - сегодня не говорит только ленивый. Почему же тогда в нашей стране так мало ярких проектов, которые могут прославить Синеокую и вдохновить новичков? Что мешает стартаперам начинать и успешно развивать бизнес, задался вопросами и поисками ответов на них корреспондент it.tut.by. В общем и кратко ситуацию характеризует руководитель Fenox IT Николай Ляховский: "Нужно понимать, что любой стартап - это, прежде всего, бизнес. Независимо от того, в какой сфере он делается - реальный сектор или IT. Многим белорусским начинающим предпринимателям этого понимания недостает".
По мнению основателя Startup Weekend Belarus Александра Патутина, первая серьезная причина - "аутсорсинговое прошлое". Или настоящее, ведь многие пытаются делать собственный проект, не покидая основного места работы. Последнее, впрочем, позволяет им серьезно продвинуться в технических вопросах, но, к сожалению, не дает навыков ведения бизнеса. Особенно остро это ощущается в маркетинге и продажах.
Проблемы с маркетингом в качестве одной из причин называет и Александр Мелещенко, руководитель IT House: "В СССР не было маркетинга вообще - была плановая экономика. И это ощущается до сих пор. Как правило, белорусский ИТ-стартап - это 2-3 программиста, которые хотят сделать проект, в который они верят. У них техническое образование, работа, связанная с программированием, и некоторым командам кажется, что стартап - это техническая часть и еще немного бизнес-модель и прочее. На самом деле, маркетинг - один из главных компонентов. По аналитике международных инвесторов, непонимание своего рынка - "убийца стартапов №1".
Но, как отмечает Александр Патутин, обучить основам маркетинга в ИТ не так просто: "Когда мы приглашаем на свои стартап-школы опытных стартаперов поделиться опытом в этой сфере, они нередко отказываются, ссылаясь на то, что здесь нет ничего устоявшегося, то, что еще вчера принесло проекту успех, сегодня перестало работать".
И это вторая причина: все меняется настолько быстро, что учиться нужно на собственном опыте. А будучи наемным работником, сложно погрузиться в свой бизнес и начать учиться на своих ошибках. И тогда стартаперы отстают и теряют понимание происходящего.
Кстати, непонимание, а зачастую и незнание мировых трендов в ИТ-индустрии Александр Мелещенко считает одной из основных проблем начинающих предпринимателей в Беларуси. Он сокрушается, что молодые люди не следят за специализированными мировыми СМИ, не знают, о чем говорит Стив Бланк, и мало кто слышал, например, о "мягком запуске стартапа". Часто это приводит к попыткам изобрести велосипед.
Кроме того, говорит Александр Мелещенко, бывает, что человек изначально не верит в себя и в возможность успешного старта в Беларуси. "Человек еще не вышел на дистанцию, но уже проиграл. Тогда мы приводим примеры TUT.BY, Wargaming.net, Vizor Interactive. Это компании, которые в этой стране, в этом самом городе добились потрясающего успеха. А ведь 15 лет назад не было никакой стартап-инфраструктуры, образовательных мероприятий и так далее. Кроме того, сейчас постоянно появляются новые ниши <...> В стартапе нужна большая вера в себя, иногда нужно идти наперекор всему".
О неуверенности говорит и Александр Патутин, возвращаясь к этой проблеме дважды в ходе беседы. С одной стороны, это неуверенность человека, который боится покидать насиженное место в крупной компании и уходить в неизвестность. С другой стороны, "природная осторожность белорусов. Или лень. Или боязливость - как бы чего не вышло".
"Возможно, корень проблем - в отсутствии деловой среды, которая формируется десятилетиями, - говорит Александр Мелещенко. - У нас далеко не все знают базовые правила построения бизнеса, основы деловой коммуникации. Приходится учиться, читать нужные ресурсы, помнить о том, что на Западе партнер сразу смотрит твой сайт и профиль в LinkedIn. Выполнить эти правила намного проще, чем научиться решать дифференциальные уравнения, но это деловая культура - и нам нужно еще 10-20 лет, чтобы научиться понимать и применять эти вещи".
Руководитель IТ Нouse с сожалением перечисляет типичные ошибки начинающих предпринимателей, которые не сразу отвечают на письма зарубежных партнеров, недостаточно хорошо владеют английским и выглядят зачастую непрезентабельно.
Что же делать?
Александр Мелещенко утверждает, что основные ошибки в построении проекта давно известны, но молодые люди повторяют их вновь и вновь. Многие сразу бросаются в разработку, тихо "пишут под подушкой, чтобы инвестор не украл идею". Но то, что написано под подушкой, редко оказывается тем, что нужно рынку. А сделать то, что будет востребовано, можно одним способом: "Нужно выйти из офиса и рассказать о своей концепции целевой аудитории, чтобы узнать ее мнение. И нужно узнать мнение экспертов. То, что люди скажут, может полностью изменить ваши представления о проекте. Этого не нужно бояться: если вы поняли, что ваш проект - совсем не то, что нужно людям, это не обязательно означает кризис и развал. Есть понятие "pivot" - вам нужно развернуть свою бизнес-модель в нужную сторону".
"Моя основная рекомендация: первый бизнес у человека не должен быть каким-то сверхинновационным, - говорит Николай Ляховский. - Трудно внедрять инновацию, пока ты не прошел свой собственный путь проб и ошибок. Ну и соответственно нужно ориентироваться на крупный рынок при запуске компании - минимум, СНГ. Только белорусский рынок слишком маленький".
Это подтверждают примеры успешных белорусских стартапов, которые ориентированы на глобальный рынок, таких как MapsWithMe, Quote Roller. Основатели белорусского проекта МаеСэнс создали и зарубежные аналоги под брендом GoodWillion.
О более масштабных факторах, которые могут ускорить развитие ИТ-предпринимательства в Беларуси, рассуждает Александр Патутин: "Во-первых, на государственном уровне должно быть признано, что предприниматель, особенно высокотехнологичный, это круто. Ему должны пожать руку все, начиная от президента и заканчивая председателем какого-нибудь облисполкома, а не только глава ПВТ Валерий Цепкало".
Еще одно необходимое условие - инфраструктура, под которой основатель Startup Weekend подразумевает "цепочку, в рамках которой выращивается высокотехнологичный бизнес". И начинается эта цепочка не с денег. Во-первых, это презентационные мероприятия-площадки для стартаперов, бизнес-инкубаторы, где им помогут трезво оценить свой проект и где они смогут встретиться с опытными коллегами. Должны появиться профессиональные бизнес-ангелы, а также посевные фонды - и между ними должна возникнуть конкуренция. Следующее звено - полноценные венчурные фонды, за ними - различные сервисные организации: юридические компании, которые специализируются на сделках на венчурном рынке, финансовые консультанты, специалисты по стратегии и бизнес-моделям.
"И тогда что-нибудь получится, - говорит Александр Патутин. - Если государство хочет как-то влиять на этот процесс, чтобы что-то текло в бюджет, то оно должно уже сейчас предпринять очень решительные действия, как в свое время был очень решительно создан ПВТ. Это была революция, благодаря чему Беларуси удалось удержать несколько тысяч высококлассных программистов".
А как же деньги?
Александр Патутин говорит, что в белорусском ИТ мало инвесторов: "Посмотрите на состав БАВИНа: две трети представляют реальный сектор экономики. Большинство из них очень стремятся выйти в ИТ, и уже ряд проектов ими профинансирован. А вот в ИТ-сфере инвесторов, которые бы активно действовали, почему-то очень мало. Сегодня производитель продуктов питания с большей вероятностью проинвестирует новый веб-сервис, чем владелец ИТ-компании. Я думаю, здесь срабатывает синдром, когда человек слишком хорошо разбирается в отрасли - и не спешит рисковать, потому что видит подноготную этого бизнеса. У айтишников есть деньги, но они не торопятся их вкладывать, потому что они меряют проекты своими мерками. Другая проблема в том, что инвесторы-неайтишники еще мало понимают в этом бизнесе. И как только доходит до реального дела, они порой "тормозят", потому что не знают, как оценить риски".
А вот Николай Ляховский уверяет, что проблема отсутствия инвестиций для развития белорусских проектов крайне надумана: "Первичный капитал 20 000-50 000 долларов США - это не десятки миллионов долларов. Если человек не готов рискнуть такими деньгами самостоятельно, то предпринимателем он вряд ли станет. Потому что любой бизнес - это прежде всего риски, финансовые риски, и с ростом компании их меньше не становится".
На людей посмотреть и себя показать
Возможностей показать себя сейчас очень много - и не только в Беларуси. Много мероприятий для начинающих предпринимателей проходит, например, в Вильнюсе и Киеве. Кроме того, в Беларусь стали часто приезжать представители зарубежных акселераторов. Если стартап не готов делиться долей в обмен на начальные инвестиции, специалисты рекомендуют активно участвовать во всех возможных конференциях, в том числе зарубежных.
С началом учебного года в Беларуси возобновляются регулярные встречи стартаперов, в том числе и в рамках Startup Weekend'ов, IT House. Намечаются и крупные события: например, Всемирная неделя предпринимательства. Александр Патутин напоминает, что успешные белорусские стартапы уже проводят собственные ивенты для начинающих бизнесменов. А у таких проектов, как TurboHeads или Quote Roller, есть чему поучиться.