Сегодня, говорят, даже уголовные «авторитеты» побаиваются «отвязанных» «малолеток» — те что хотят, то творят. Не признают никаких правил. Попадись на пути хоть сам вор в законе, если он один, а их — много, «коронованной особе» несдобровать.
В прошлом году компания агрессивных юнцов обосновалась в микрорайоне Мир–2 Могилева, наводя страх на жителей окрестностей. 18–летние парни не работали, не учились, но при этом ни в чем себе не отказывали. Денег не считали, вечерами околачивались в ночных клубах да на дискотеках. Самый «обеспеченный», Леня Котович, за чужие деньги купил «Жигули» и, не имея водительских прав, смело ездил что трезвым, что пьяным.
Самый «отчаянный», Витя Маевский, тащил все, что плохо лежит, не задумываясь, шел на грабежи и разбои. Они и бандой–то не были, эти «друзья», — каждый действовал сам по себе, по собственному сценарию, одинаково нагло, жестоко и подло.
Ваше золото бито
Засветился Витя, когда продал знакомому мотоцикл, а потом под покровом ночи сбил замок с сарая, где стояла техника, и забрал ИЖ обратно. В отношении его возбудили уголовное дело за кражу, но, отделавшись легким испугом, парень выводов тогда не сделал.
Едва отметив совершеннолетие, Маевский решился на «серьезное дело». Отдыхая в ночном клубе с дружками, положил глаз на нетрезвого мужика, явно небедного: на руке дорогой браслет, на пальце перстень с печаткой.
Перебравший Захар Петрович даже обрадовался, когда обходительный молодой человек посадил его в такси и вызвался проводить до дому. Кто ж знал, что за рулем авто «случайно» окажется троюродный брат его нового знакомого.
«Не расслышав» адрес, названный пассажиром, Витя приказал таксисту ехать совсем в другую сторону. На пустыре вышел сам, вывел Захара Петровича, приказав Денису уехать и... вернуться минут через пять.
Правда, Денис и не подозревал о намерениях родственника, а когда увидел, что тот возвращается один с непонятно откуда взявшейся бейсбольной битой, все понял. И испугался.
Захар Петрович, получивший сильнейший удар по голове, чудом выжил. Но Витя об этом тогда не думал: все мысли занимали снятые с бедолаги золотой браслет стоимостью три с лишним миллиона рублей да перстень с печаткой. Золото Витя с Леней продали на следующий день, деньги прогуляли в ночных клубах.
Вышли на след разбойника быстро, хуже было со свидетелями. Сам Виктор упрямо твердил, что ни с кого браслет не снимал. Дескать, потерял мобильник у скамейки, на которую усадил пьяного мужика, вернулся искать и... нашел «клад». То же самое говорила мать Маевского, подтверждали его дружки.
Особенно старался Котович — как чувствовал, что и сам скоро будет нуждаться в «надежных» свидетелях.
Однако заступничество Вите не помогло: доказательств его вины следователю хватило с лихвой, парня взяли под стражу. Золото у покупателя изъяли и отдали законному владельцу. Бейсбольная бита, оставленная Маевским в машине, стала еще одним вещдоком.
«Наследник» по кривой
Вскоре наступила «черная полоса» и у Лени.
Сначала его остановил сотрудник ГАИ — нетрезвого, без прав. Парню выписали огромный штраф, деньги на уплату взять было негде. Потом стали всплывать его аферы с телефонами, финансовые махинации.
Выяснилось, что Котович питал слабость к мобильникам: брал их у друзей, знакомых, соседей «только на час, позвонить» и не возвращал. Сотовые Леня продавал или оставлял себе, потерпевших — только тех, кто обратился в милицию — набралось пять человек.
Но больше всего пострадал от мошенника доверчивый 17–летний Миша, с которым дружила родная сестра Леонида, она и познакомила парней. От бабушки родителям подростка осталось в наследство 5 тысяч долларов. Мать с отцом, доверяя сыну, не стали скрывать, где хранят валюту.
Прознав о наследстве, Леня забросил пробный шар: дескать, одолжи, Мишка, «сотку» заправить машину, купить подарки деревенской родне, а я тебе через неделю отдам с процентами. Доверчивый паренек принес деньги, а через неделю, вместо того чтобы вернуть с процентами, должник... попросил еще 500 долларов. Потом еще столько же, потом тысячу.
Передав по частям старшему другу 3 тысячи долларов, Миша попал в ловко расставленную ловушку: теперь он боялся, что вот–вот родители заглянут в тумбочку, пропажа денег откроется — и выполнял все, что скажет должник. Вообще, это излюбленный прием аферистов, знакомый каждому следователю: для достижения успеха мошенники стараются превратить свою жертву в партнера.
Кто научил этой хитрости молодого и не слишком умного Котовича, остается загадкой. Только тот сумел выманить у Миши всю унаследованную сумму: «Понимаешь, чтобы рассчитаться с твоими «предками», нужно купить машину и выгодно перепродать, но без денег ведь ничего не купишь». Тот, успокоенный, поверил. А когда Леня понял, что с парнишки больше взять нечего, присвоил... и его мобильник.
Полученные деньги он тут же пустил в ход: заплатил штраф, поменял машину, вдоволь повеселился в «кабаках». Когда же отец Миши пришел к Котовичу за расчетом, тот нагло заявил, что ничего не вернет.
Судебно–психиатрическая экспертиза признала, что у Вити Маевского имеется социализированное расстройство поведения. Но он не отстает в умственном развитии, мог осознавать общественную опасность своих действий. За разбой, нанесение телесных повреждений, опасных для жизни, суд Ленинского района Могилева приговорил его к девяти годам лишения свободы. Суд высшей инстанции оставил приговор без изменения. Леонид за мошенничество проведет в заключении два года.
Станет ли это уроком для их дружков, оставшихся на свободе?
Некоторые фамилии изменены.
Компетентно
Александр Петрусевич, заместитель начальника управления профилактики УВД Могилевского облисполкома: «Двоих парней осудили. Какие выводы они для себя сделают, покажет время. Наша задача — не допустить, чтобы другие ребята повторили их ошибки. Мы нашли, чем занять школьников, молодежь в свободное время. В центре внешкольной работы, расположенном недалеко от микрорайона Мир–2, в этом году открылся новый бассейн. На базе инспекции по делам несовершеннолетних для трудных подростков создан спортивный клуб «Пришел, увидел, победил», прошлым летом ребята ездили в Крым. Сегодня в микрорайоне Мир–2 стало гораздо спокойнее, подростковая преступность в Ленинском районе Могилева снизилась на 20 процентов».
Сегодня, говорят, даже уголовные «авторитеты» побаиваются «отвязанных» «малолеток» — те что хотят, то творят. Не признают никаких правил. Попадись на пути хоть сам вор в законе, если он один, а их — много, «коронованной особе» несдобровать